• 8 800 350 2014
  • +7 8452 75-30-76
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Предложения СРО Союз "Кадастровые инженеры" в план работы национального объединения СРО КИ

Предложения СРО Союз "Кадастровые инженеры" в план работы национального объединения на 2018 год

25.01.20 Народная СРО | СРО КИ

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров  (далее — СРО КИ) создаются в целях представления интересов, обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров с возложением на СРО КИ ряда публичных функций, в числе которых основными следует считать контроль за профессиональной деятельность, организация информационного и методического обеспечения своих членов.

СРО КИ являются одним из участников процесса по достижению показателей целевой модели Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества (далее - Целевая модель по учету) утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017г. р в части повышения качества оказания услуг кадастровыми инженерами и сокращении сроков выполнения кадастровых работ.

Перед СРО КИ стоит задача обеспечения реализации  элементов целевой модели Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества - Раздел 2. Подготовка межевого и технического планов, акта обследования, Раздел 3. Постановка земельных участков и объектов недвижимости на кадастровый учет.

В целях эффективной работы СРО КИ по решению указанных задач требуются ресурсы – время, денежные средства и полномочия (компетенция).

Время

Основная идея СРО КИ — переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью кадастровых инженеров на самих участников профессионального сообщества. При этом с государства снимаются избыточные контрольные функции, а фокус государственного регулирования смещается с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности.

Здесь не все идеально. Ниже представлена статистика обращений в нашу СРО за период чуть более года:

2018 04 19 1843

Необходимые пояснения: основная масса поступающих обращений это непереданные акты согласования и обращения с категорией Заявление, к которой мы относим обращения с типовыми ошибками, рейтингами КИ, запросами о сроках и стоимости выполнения кадастровых работ.

Полагаем, что похожая ситуация - во всех СРО КИ! Сегодня СРО перегружена дисциплинарными процедурами и ответами на обращения. На это тратится большая часть ключевого ресурса – времени.

В значительной степени это отнюдь не следствие низкой квалификации кадастровых инженеров, но результат не идеального правового поля и действующих нормативных, а равно и ненормативных, документов.

Нужна скоординированная работа всех СРО КИ над системой нормативных правовых документов регулирующих вопросы кадастровой деятельности, кадастрового учета, регистрации прав. Для этого у  СРО есть необходимые материальные права, компетенция и полномочия. Национальное объединение должно стать проводником воли СРО КИ и профессионального сообщества кадастровых инженеров.

Полномочия (компетенция)

СРО КИ, в числе прочего, имеет право получать в органе регистрации информацию о результатах профессиональной деятельности своих членов в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Порядок – это соответствующий приказ Минэкономразвития. Если мы работаем над одними задачами повышения качества, сокращения сроков, необходимо подумать над оптимизацией этих процедур.

Неплохо, что Росреестр снабжает СРО КИ сведениями о типовых ошибках и о полученных приостановлениях в отношении каждого члена СРО КИ, однако исключительно указание на факты приостановления осуществления кадастрового учета и типовые ошибки никак  нельзя признать результатами профессиональной деятельности и основанием для проведения внеплановых проверок членов СРО.

Мы обязаны смотреть на проблему шире. Вектор на цифровизацию экономики должен прямо учитываться в вопросах расширения взаимодействия СРО и Росреестра – нужно ставить задачу о наделении СРО КИ прямым доступом к части информации о прохождении процедур кадастрового учета каждого члена СРО с возможностью использования части ресурсов личного кабинета кадастрового инженера на портале Росреестра.

Исключительно необходимо внести СРО КИ, а равно и непосредственно кадастровых инженеров, в перечень лиц, имеющих право получать в органе регистрации сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 13 ст. 62 ФЗ-218) - данные права очевидным образом вытекают из воли законодателя и корреспондируют налагаемым законом обязанностям СРО КИ и кадастровых инженеров.

Деньги

СРО КИ существуют на взносы своих членов. Наша СРО: руководство и члены - мы понимаем, что без взносов СРО существовать не может. Вместе с тем, СРО с рублевыми взносами (здесь имеется в виду размер взноса в один рубль, не валюта денежных средств), СРО с взносами ниже прожиточного минимума, приводят ситуацию к деструктивным последствиям.

Погоня за членами, т.н. рублевые взносы негативно сказываются на достижении целей СРО - это вообще ничего общего с задачами саморегулирования не имеет.

Демпинг – не работает. Лишь малая часть КИ уходит туда, где даром. Фактически мы видим, что работают методы административного давления и решение данного вопроса национальному объединению нужно сделать приоритетным. Это вопрос этики, порядочности руководства СРО - членов национального объединения.

Ожидания

Что ждет от СРО КИ профессиональное сообщество? Проверок? Ежемесячных отчетов о выполненных работах, сроках, стоимости и пр.? Отнюдь. Профессиональное сообщество ждет прозрачных процедур, простых и понятных НПА, единообразия правоприменительной практики, строгого и четкого исполнения закона со стороны  всех участников кадастровой деятельности, регистрации и учета.

Профессиональное сообщество ждет отдачи от вложенных в СРО денежных средств – представления и отстаивания со стороны СРО законных интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Несколько иллюстраций:

Сведения ЕГРН – это инструмент, который необходим в работе кадастрового инженера. Эффективная работа КИ невозможна без эффективной организации доступа к сведениям ЕГРН. Посмотрим на норму части 13 ст. 62 ФЗ-218 (Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости).

  1. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только:

Так вот, там есть 13 подпунктов и, например, копия документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН предоставляется широкому кругу лиц всем кому угодно – банкирам, арбитражным управляющим, нотариусам - многие имеют право, но только не кадастровые инженеры и не СРО кадастровых инженеров.

Почтовый адрес и (или) адрес электронной почты правообладателя:

При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами проводится согласование местоположения границ земельного участка. Здесь нужно сделать вывод о неполном фактическом применении и исполнении воли законодателя в рассматриваемом вопросе - как следствие, невозможность выполнения соответствующих обязанностей кадастровыми инженерами, осуществляющими деятельность на территории Российский Федерации.

Пунктом 59 Приказа Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 года N 975 Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде установлено, что в реквизите "Правообладатель (правообладатели)" указываются сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, согласно актуальной записи ЕГРН. При этом полные данные о правообладателе(ях) указываются только в случаях, когда с запросом обратилось лицо, названное в частях 13, 14 статьи 62 Закона N 218, а также кредитной организации в случае, если запрашиваемые сведения необходимы кредитной организации для осуществления банковских операций и других сделок. В иных случаях указываются: о физическом лице - его фамилия, имя, отчество (полностью, последнее - при наличии).

В закрытом перечне лиц, названных в 13, 14 статьи 62 Закона о регистрации кадастровый инженер отсутствует.

Так признаются ли кадастровые инженеры профессиональными участниками рынка недвижимости - и не стоит ли внести здесь ясность, в том числе правого, нормативного свойства?

Если мы столько требуем с кадастрового инженера, возлагаем на него ответственность за реализацию показателей целевых моделей, то почему при этом ему создаются дискриминационные и невозможные для реализации его статуса: прав и обязанностей условия?

Давайте перестраивать отношение к кадастровому инженеру, как к полноправному и ключевому участнику рынка недвижимости, тем более, что исключительной компетенцией и специальным правом на определение местоположения границ земельных участков наделен только кадастровый инженер!

Вместе с тем, повсеместно, мы сталкиваемся с необоснованными требованиями обоснований границ, с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, (которой нет сегодня!) и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности (которые часто достать невозможно или их тоже нет), подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

Зачем, если КИ в межевом плане представил ВСЮ НЕОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ и взял на себя ответственность в силу Закона? Такое обоснование необходимо лишь исключительно в случае отсутствия  документов, удостоверяющих право – так указано в Законе о регистрации ч.10 ст.22. Однако, в большинстве регионов мы видим такие необоснованные приостановления в ста процентах случаев. Типичный пример основания приостановления: … в межевом плане не приведено обоснование местоположения границ земельного участка, не приведено обоснование увеличения площади земельного участка. Здесь также не стоит забывать о том, что само по себе Заключение кадастрового инженера в частности, и межевой план — в целом, направлен не государственному регистратору, но пользователю информации - правообладателю объекта, иным лицам полномочным на предоставление таких сведений.

Всегда необходимо вспомнить существо государственного кадастрового учета недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей... Определяющим здесь является глагол внесение.

Критически важным при этом являются КРИТЕРИИ ОБОСНОВАННОСТИ выносимых приостановлений, вернее их полное отсутствие.

Данная ситуация требует скорейшего урегулирования.

Следующий очевидный пример:

Закон №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" прямо допускает, что межевой план по уточнению границ может содержать сведения, необходимые для внесения в ЕГРН изменений в части описания местоположения границ смежных к объекту кадастровых работ земельных участков. Устанавливая, что при этом уточняются только части границ смежных участков, а не контуры целиком.

В этом случае, составляется один акт согласования границ - только в отношении объекта кадастровых работ. Местоположение границ считается согласованным при наличии в акте личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Здесь полное отсутствие единой правоприменительной практики. Вместе с тем это самый безболезненный способ устранения реестровых ошибок и эффективного вовлечения объектов недвижимости в оборот установленный федеральным законодателем.

В комплексе, такая разнородная практика создает негативную статистику и препятствует реализации возложенных на кадастровых инженеров и нас – СРО кадастровых инженеров требований и задач повышения качества, сокращение сроков, реализации показателей целевых моделей.

Считаю необходимым отметить, что одним из важнейших элементов достижения целевых моделей, является именно снижение числа необоснованных приостановлений и формирование единых подходов в применении законодательных норм.

Обязаны ли сегодня СРО кадастровых инженеров принять за данность позицию руководства Росреестра изложенную в письме № 28.03.2018 от 03188-ВА/18 А в части применения приказа Минэкономразвития России от 9 июня 2016 г. № 363 Об утверждении порядка и сроков хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядка и сроков их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости (далее соответственно - приказ № 363, Порядок)? Уверены, нет!

Обоснование необходимости передачи акта согласования границ (далее – АСГ) на хранение в орган регистрации прав, как мы видим, строится на концепции возможного использования подлинника акта согласования для исследования вопроса о недостоверности подписи в акте согласования и проведения соответствующей назначенной судом экспертизы. Это вызывает сомнение в части практической реализации этого тезиса на практике – не существует в криминалистике достоверных методов определения подлинности подписи лишь по одной росписи в АСГ.

Пунктом 9 части 2 статьи 29.1 Закона № 221-ФЗ установлена обязанность кадастрового инженера хранить акты согласования местоположения границ земельных участков, подготовленные в ходе выполнения кадастровых работ, и передавать их в орган регистрации прав в порядке и в сроки, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Таким образом, не нужно изменять норму п. 9.ч.2 ст. 29.1. Закона № 221-ФЗ , а нужно лишь внести изменения в приказ №363 предусмотрев либо обязанность по передаче АСГ в орган регистрации прав исключительно по запросу, установив при этом закрытый перечень таковых случаев с прозрачными критериями обоснованности.

Нам нужен конструктивный диалог и совместная работа над нормативными правовыми документами в области кадастровых отношений. Необходимо  исправлять перекосы в работе как у кадастровых инженеров, так и у государственных регистраторов. Только совместными усилиями профессионального сообщества, СРО КИ и национального объединения, уверены, поставленные задачи будут решены.

Предложения

Исходя из изложенного, СРО Союз Кадастровые инженеры предлагает следующее:

  1. Важный аспект - п. 2 Плана работы Ассоциации Национальная палата кадастровых инженеров: Мониторинг, анализ и разработка предложений по внесению изменений в действующее законодательство о кадастровой деятельности с целью совершенствования правового регулирования кадастровой деятельности (пункт 2.2. Приоритетных направлений) нуждается в детальной расшифровке и наполнении конкретным содержанием. Предлагаем расширить п. 2 Плана дополнив его пунктами:

2.1. Инициировать принятие поправок в ФЗ-221 в части отмены обязательного обращения в апелляционную комиссию как не соответствующую статье 46 Конституции РФ путем введения оборота или.

2.2. Обеспечить внесение поправок в приказ 363 в части обеспечения хранения актов в соответствии с нормами ФЗ у кадастровых инженеров с обязательным предоставлением их по запросу Росреестра, суда, иных уполномоченных органов.

2.3. Инициировать принятие поправок в действующие НПА в части предоставления Росреестром сведений об адресах правообладателей как смежных земельных участков, так и объектов кадастровых работ, по запросу КИ.

2.4. Инициировать принятие поправок в ФЗ-221 в части включения кадастровых инженеров и СРО кадастровых инженеров в число субъектов, наделенных правом получать копии документов, на основании которых сведения внесены в ЕГРН.

2.5. Активизировать работу по внедрению единой правоприменительной практики в субъектах РФ.

По остальным вопросам повестки дня предстоящего общего собрания, дополнительных предложений и возражений не имеется.

Поддерживаем сложившееся коллективное видение о необходимости реорганизации специализированных органов национального объединения, отказа от совета РП, совета РКИ и возложении их функций на штатный персонал национального объединения.

Поддерживаем предложение определения величины взноса в национальное объединение пропорционально количеству кадастровых инженеров – членов СРО.

Поддерживаем предложение о принятии и утверждении внутренних документов, регламентов и стандартов Общим собранием национального объединения.

Критические замечания. Бойтесь своих желаний — они идут вразрез с политикой страны

В последнее время в среде СРО КИ выносится на обсуждение ряд альтернативных предложений о необходимости внесения изменений в действующее законодательство в части:

  1. Установления обязательности членства СРО КИ в национальном объединении.
  2. Установление обязательности членства юридических лиц, работниками которых являются кадастровые инженеры в СРО КИ.
  3. Установления запрета перехода кадастровых инженеров в другие СРО.
  4. Поддержки концепции введения компенсационного фонда в 25000 руб., как меры удержания членов СРО в составе СРО – иной необходимости реализации компенсационного фонда в СРО кадастровых инженеров просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
  5. Регионализации СРО КИ.
  6. Установления единой величины членского взноса для кадастровых инженеров.
  7. Наделение СРО правом ведения коммерческой деятельности – какой в этом смысл?

В обоснование этих предложений не приводятся аргументы, а лишь гипотезы и предположения. Очевидная цель таких предложений – нарушение прав и свободы воли кадастровых инженеров, попытка создания дискриминационных условий для развития саморегулирования и создания неправомерных материальных преференций для отдельных СРО.

Исключительно непродуманные предложения, реализованные в форме законов и НПА, отсутствие ответственности за их внедрение в практику правового регулирования являются прямым следствием большинства проблем, с которыми сегодня сталкиваются кадастровые инженеры и СРО.

Следует отметить что такой подход идет вразрез с политикой партии и правительства, создает коррупционные риски, препятствует развитию здоровой конкуренции, ведет к новому витку эскалации, нарушает хрупкое, но сложившееся равновесие в среде СРО КИ.

Вместе с тем, в условиях неблагоприятной макроэкономической ситуации и возросших политических рисков на фоне осложнения международных отношений, Правительством и Президентом РФ на повестку дня сегодня выносятся вопросы:

  1. Улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.
  2. Внедрение целевых моделей снижение барьеров и упрощения процедур ведения бизнеса.
  3. Мониторинг и систематизация реализуемых и инициируемых мер, исключающая их дублирование, правовые коллизии и избыточные требования.
  4. Обеспечение динамичного диалога бизнеса и государства на федеральном и региональном уровнях, целью которого является максимальный учет интересов предпринимательского сообщества в процессе выработки и реализации принимаемых мер.
  5. Высокая адаптивность системы управления к новым вызовам и возможностям, основывающая на выстраивании эффективных коммуникационных каналов, в том числе для популяризации лучших практик и получения информации с полей.
  6. Координация мероприятий федеральных органов исполнительной власти в сфере улучшения бизнес среды.
  7. Создание динамичной системы координации деятельности Правительства Российской Федерация по выявлению административных и иных барьеров, выработке и реализации мер по их устранению и стимулированию притока частного капитала в экономику.
  8. В сфере регистрации прав собственности: формирование достоверного (качественного и полного) Единого государственного реестра недвижимости, повышение клиентоориентированности действующих электронных сервисов в учетно-регистрационной системе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, использование новых технологий при проведении учетно-регистрационных процедур в целях повышения эффективности деятельности Росреестра в сфере оказания государственных услуг.
  9. В сфере сокращения административной нагрузки со стороны контрольно- надзорных органов: ведение единого реестра проверок, обеспечение моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах, введение запрета требовать при проведении проверки предоставления документов, которые могут быть получены контрольно-надзорными органами от других органов власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия, развитие форм и методов осуществления контрольно-надзорной деятельности, а также методов оценки результативности и эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
  10. Доминирующая роль бизнеса в оценке эффективности реализуемых мер.

На улучшении среды для предпринимательской деятельности и стимулировании инвестиционной активности сегодня концентрируются усилия государства. В этой связи, инициаторам всех предложений в области кадастровой деятельности и саморегулирования кадастровой деятельности следует сверять их, прежде всего не с меркантильными сиюминутными интересами, но с политикой государства.

Для членов СРО КИ, как субъектов предпринимательской деятельности важна предсказуемость, понятность и прозрачность регуляторной среды, качество и стоимость человеческого капитала, ресурсная база, качество инфраструктуры и многое другое. Исходя из этих аспектов СРО КИ и национальное объединение должны строить свою работу и выдвигать инициативы.

С уважением и надеждой на плодотворное сотрудничество,

Будь в курсе! Сообщество Народной СРО в Telegram

Информационный обмен, обсуждение проблемных вопросов отрасли, консультирование и просто общения приятных во всех отношениях людей )
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Опубликовано:

25.01.20 17:35

Внесены изменения:

25.01.20 17:35

Просмотров:

2148
regulation (4) xml (10) Аварийное жилье (1) Административное наказание (14) Адрес правообладателя (16) Адреса-ГАР-ФИАС (9) Акт обследования (9) Акт согласования (10) Апелляционная комиссия (89) Арест (2) Бесхозяйные (6) Блог (9) Блокированные (21) БПЛА (7) Вебинар (24) Верховный Суд РФ Обзор судебной практики (8) Вид разрешенного использования (51) Временные-архивные (23) Выдел доли (12) Гаражная амнистия (28) ГГС (59) ГИС ЖКХ (1) ГПЗУ (2) ГФДЗ (23) Дальневосточный гектар (3) Дачная амнистия (27) Декларация (11) Дисквалификация (1) Добросовестный приобретатель (1) Долевое строительство (8) Доли (7) () ЕЭКО (7) Заведомо ложные (3) Земельный контроль (13) Земельный спор (5) Землеустройство (6) Земля для стройки (11) ЗОУИТ (52) ИЖС (24) Изъятие (5) Ипотека (27) Кадастровая стоимость (32) Кадастровый инженер (24) Кадастровый учет (17) Картографические материалы (6) ККР (70) Конституционный Суд РФ Обзор (17) Красные линии (1) Лесная амнистия (12) Линейные (25) Лицензирование (27) Личное подсобное хозяйство (3) ЛК КИ (23) ЛК правообладателя (2) Материнский капитал (1) Машино-место (26) Межевание (9) Межевой план (41) Многоквартирный дом (48) Мое жилье (1) МФЦ (8) Налоги (7) Народная СРО (146) Наследство (2) Национальное объединение СРО КИ (25) Нотариат (5) Образование ЗУ (15) Образование КИ (5) Общее имущество (3) ОКС (12) Оформление прав (53) Ошибка в ЕГРН (83) Параметры ОКС (3) Перепланировка (20) Перераспределение (4) Персональные данные (4) ПЗЗ (4) ППК Роскадастр (53) Правонарушение (236) Приватизация (4) Приостановления-отказы (46) Проект межевания (5) Рабочие группы (38) Разрешение на строительство (17) Ранее учтенные (27) Реестр границ (10) Реестр регистраторов (1) Рейтинг (9) Рейтинг КИ (18) Рейтинг ТУ РР (53) Реконструкция (2) Росреестр (106) Самовольная постройка (8) Сведения ЕГРН (88) Сведения о фактах (15) Сервисы Росреестра (148) Сервитут (21) СЗЗ (8) Системы координат (18) СНТ (12) Снятие с учета (7) Согласование границ (31) Сооружение (3) СРО КИ (63) Стажировка (1) Стандарты (8) Стоимость работ (12) Стоп коррупция (22) Схема расположения (11) Счетная палата (1) Территориальные зоны (20) Технический план (51) Типовой договор (8) Типовые ошибки (101) Требования к точности (15) Уточнение границ (37) ФГИС ЕГРН (40) ФКГФ (2) ФППД (1) Хозпостройки (7) () Экзамен КИ (13) Экспертиза (3) Электронная подпись (8) ()

Рубрикатор

ПОДПИСКА

АКТУАЛЬНО