Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
Д23-1303
12.04.10
О порядке проведения согласования местоположения границ земельных участков и включения в межевой план актов согласования местоположения границ земельных участков., о заинтересованных лицах, с которыми проводится согласование местоположения границ земельных участков., о форме межевого плана и требованиях к его подготовке
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам, возникающим при подготовке межевого плана, и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, (далее - заинтересованные лица) в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из обращения, межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков путем раздела ранее учтенного земельного участка (далее - исходный земельный участок), и граница исходного земельного участка ранее была установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, в данном случае при проведении кадастровых работ уточнение границ земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, не происходит. Следовательно, согласование местоположения границ в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится и Акт согласования в межевой план не включается.
Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
- собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).,
- пожизненного наследуемого владения.,
- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование).,
- аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 4 Требований межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ.
Перечень разделов текстовой и графической частей межевого плана приведен в пунктах 5 и 6 Требований. При этом необходимо отметить, что в данном перечне не содержится указанного в обращении раздела «Схема раздела земельного участка».
В соответствии с пунктом 14 Требований в зависимости от вида кадастровых работ в состав межевого плана может включаться приложение.
Согласно пункту 23 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:
- документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки).,
- нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.,
- документация по планировке территории (проекты межевания территорий).,
- утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.,
- утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.,
- утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства.,
- решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки.,
- вступившие в законную силу судебные акты.,
- иные предусмотренные законодательством документы.
При этом Требованиями не предусмотрено обязательного включения в состав приложения межевого плана документации по планировке территории (пункт 27 Требований).
Необходимо отметить, что несоответствие межевого плана по форме и содержанию Требованиям является основанием для принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (пункт 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре).
Дополнительно отмечаем, что согласно части 10 статьи 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Директор Департамента недвижимости А.И. Ивакин
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.