Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
Д23-2519
13.06.11
О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в частности, для их разработки и добычи
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел в рамках своей компетенции Ваше обращение по вопросу разъяснения земельного законодательства в части предоставления земельных участков пользователю для разработки и добычи недр и сообщает.
Cообщаем. Статья 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» устанавливает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия, в свою очередь, содержит указание границ земельного участка выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами и условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами (пункты 4, 6 статьи 12 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах»).
Таким образом, до получения лицензии, границы предоставляемого земельного участка и расчёт арендной платы должны быть установлены.
Согласно статье 25.1 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Таким образом, предоставление таких земельных участков осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов (статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.,
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета.,
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, то он передается в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления заинтересованного в предоставлении земельного участка лица. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, из пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при осуществлении выбора земельного участка необходимые согласования проводит орган местного самоуправления.
Между тем статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возлагает обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
При этом действующим законодательством не определены требования к подготовке схем расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, порядку ее согласования и утверждения.
Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена разработка нормативных правовых актов по вопросам подготовки схем расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Земельным кодексом Российской Федерации не установлена обязанность лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивать изготовление схем расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
4. По вопросу информирования население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства сообщаем, что обязанность по такому информированию лежит на органах местного самоуправления.
5. По вопросу перевода земельных участков из категории земель населённых пунктов и категории земель сельскохозяйственного назначения сообщаем, что порядок и случаи перевода земель из одной категории в другую регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
6. Порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
7. Подпунктом «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 установлен арендная плата за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в размере 2 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Директор Департамента недвижимости А.И. Ивакин
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.