Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
Д23-640
28.02.10
О неправомерности осуществления после 2003 г. индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разрешенном использовании земельного участка и сообщает следующее.
Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 77 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей и могут быть заняты в связи с этим зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 1 и пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться и приобретаться для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
В соответствии со статьей 6 указанного закона в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства жилой дом не входит.
Для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, действующим законодательством не предусмотрена.
Жилищное строительство возможно на земельном участке из состава земель населенных пунктов, предоставленном для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства или на приусадебном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства (статья 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).
На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения жилищное строительство возможно только после его перевода в категорию земель населенных пунктов, произведенном в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Вместе с тем статьей 10 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в настоящее время утратил силу) гражданину, имеющему землю для ведения крестьянского хозяйства в собственности, предоставляется, в том числе, право возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные строения и сооружения.
Таким образом, в случае если земельный участок предоставлен до вступления в силу Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», гражданин имел право на строительство жилого дома на нем до 2003 г. (то есть до вступления в силу указанного закона).
Согласно пункту 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения), определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами с учетом целевого назначения земель.
Заместитель директора Департамента недвижимости М.В. Бочаров
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.