• 8 800 350 2014
  • +7 8452 75-30-76
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Поиск по законодательству

Письмо Минэкономразвития N Д23и-2195 О хранении, использовании в работе и выдаче вторых экземпляров свидетельств на право собственности на землю

Номер документа

Д23и-2195

04.08.13

Вопрос

О хранении, использовании в работе и выдаче вторых экземпляров свидетельств на право собственности на землю (их копий) при отсутствии соответствующих сведений о земельных участках и правах на них в государственном кадастре недвижимости.,об утверждении территориальными органами Росреестра порядка выдачи копий документов, удостоверяющих права на землю, при обращении физических и юридических лиц с заявлениями.,об осуществлении учетно-регистрационных действий на основании имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих госрегистрацию, и органов кадастрового учета оригиналов свидетельств о праве собственности на землю (без их представления непосредственно заявителем).

Ответ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращения Росреестра и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

1. По вопросу хранения, использования в работе и выдачи вторых экземпляров свидетельств на право собственности на землю (их копий) при отсутствии соответствующих сведений о земельных участках и правах на них в государственном кадастре недвижимости

Согласно части 6 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), если на день получения предусмотренного статьей 14 Закона о кадастре запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 Закона о кадастре срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока представляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке.

Исходя из положений части 7 статьи 45 Закона о кадастре сведения о ранее учтенном земельном участке, указанном в части 6 статьи 45 Закона о кадастре, включаются органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, в том числе на основании сведений и документов, содержащихся в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации.

Учитывая, что вторые экземпляры свидетельств на право собственности на землю являются документами, на основании которых сведения о земельном участке, как о ранее учтенном, могут быть включены в государственный кадастр недвижимости (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре), такие свидетельства могут быть отнесены к иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном земельном участке. Указанные свидетельства в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о кадастре и Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42, после включения сведений о ранее учтенных земельных участках в государственный кадастр недвижимости подлежат включению в состав соответствующего кадастрового дела.

Включение таких свидетельств в состав кадастрового дела также целесообразно ввиду необходимости выдачи органом кадастрового учета копий документов, удостоверяющих права на землю, в частности в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 14 Закона о кадастре, согласно которому допускается выдача заявителям копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.

2. По вопросу утверждения порядка выдачи копий документов, удостоверяющих права на землю, при обращении физических и юридических лиц с соответствующими заявлениями

Согласно приказу Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. N 661 территориальный орган Росреестра вправе издавать в пределах свой компетенции организационно-распорядительные акты по вопросам организации деятельности территориальных органов Росреестра.

При этом, в случае если указанные организационно-распорядительные акты в части либо в целом ущемляют права или интересы третьих лиц, Росреестр вправе в рамках предоставленных ему полномочий (пункты 5.15, 5.24 и 9.11 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») предложить привести такой акт территориального органа Росреестра в соответствие с действующим законодательством либо отменить его.

Вместе с тем Департамент недвижимости полагает, что акты территориальных органов Росреестра, регламентирующие порядок проведения каких-либо регистрационных действий либо выдачи сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не относятся к вопросам организации деятельности территориальных органов Росреестра.

3. По вопросу осуществления учетно-регистрационных действий на основании имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих государственную регистрацию, и органов кадастрового учета оригиналов свидетельств о праве собственности на землю (без их представления непосредственно заявителем)

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

В случае если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 Закона о регистрации являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Однако по правилам, предусмотренным статьей 16 Закона о регистрации, данный порядок не распространяется на случаи, если такие документы в соответствии со статьей 17 Закона о регистрации являются основаниями для проведения государственной регистрации прав.

Статьей 17 Закона о регистрации акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним отнесены к документам-основаниям, необходимым для государственной регистрации.

В соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации основанием для отказа в проведении государственной регистрации прав является непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, когда такая обязанность возложена на заявителя.

Следовательно, отсутствие у заявителя документа установленного образца (акта, постановления, свидетельства и проч.) согласно статье 20 Закона о регистрации влечет за собой отказ в ее проведении.

На основании изложенного, с учетом законодательства в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав осуществление регистрационных действий на основании имеющихся в распоряжении названных органов оригиналов документов (без их представления непосредственно заявителем) невозможно.

Директор

Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН

05.08.2013

regulation (4) xml (15) Аварийное жилье (1) Административное наказание (18) Адрес правообладателя (16) Адреса-ГАР-ФИАС (9) Акт обследования (9) Акт согласования (10) Апелляционная комиссия (89) Арест (4) Бесхозяйные (6) Блог (9) Блокированные (23) БПЛА (7) Вебинар (27) Верховный Суд РФ Обзор судебной практики (8) Вид разрешенного использования (56) Временные-архивные (23) Выдел доли (13) Гаражная амнистия (29) ГГС (61) ГИС ЖКХ (1) ГПЗУ (2) ГФДЗ (23) Дальневосточный гектар (3) Дачная амнистия (27) Декларация (11) Дисквалификация (2) Добросовестный приобретатель (1) Долевое строительство (8) Доли (7) () ЕЭКО (7) Заведомо ложные (3) Земельный контроль (14) Земельный спор (6) Землеустройство (6) Земля для стройки (11) ЗОУИТ (53) ИЖС (25) Изъятие (5) Ипотека (27) Кадастровая стоимость (32) Кадастровый инженер (24) Кадастровый учет (19) Картографические материалы (6) ККР (73) Конституционный Суд РФ Обзор (17) Красные линии (1) Лесная амнистия (12) Линейные (25) Лицензирование (31) Личное подсобное хозяйство (3) ЛК КИ (23) ЛК правообладателя (2) Материнский капитал (1) Машино-место (27) Межевание (10) Межевой план (41) Многоквартирный дом (50) Мое жилье (1) МФЦ (8) Налоги (7) Народная СРО (150) Наследство (2) Национальное объединение СРО КИ (33) Нотариат (6) Образование ЗУ (15) Образование КИ (5) Общее имущество (3) ОКС (12) Оформление прав (53) Ошибка в ЕГРН (92) Параметры ОКС (4) Перепланировка (25) Перераспределение (4) Персональные данные (4) ПЗЗ (4) ППК Роскадастр (54) Правонарушение (239) Приватизация (4) Приостановления-отказы (49) Проект межевания (5) Рабочие группы (40) Разрешение на строительство (17) Ранее учтенные (27) Реестр границ (10) Реестр регистраторов (1) Рейтинг (9) Рейтинг КИ (18) Рейтинг ТУ РР (53) Реконструкция (2) Росреестр (114) Самовольная постройка (9) Сведения ЕГРН (94) Сведения о фактах (15) Сервисы Росреестра (149) Сервитут (22) СЗЗ (8) Системы координат (18) СНТ (12) Снятие с учета (8) Согласование границ (32) Сооружение (3) СРО КИ (64) Стажировка (1) Стандарты (11) Стоимость работ (13) Стоп коррупция (22) Схема расположения (13) Счетная палата (1) Территориальные зоны (20) Технический план (51) Типовой договор (8) Типовые ошибки (116) Требования к точности (15) Уточнение границ (37) ФГИС ЕГРН (40) ФКГФ (2) ФППД (1) Хозпостройки (7) () Экзамен КИ (13) Экспертиза (5) Электронная подпись (8) ()

Рубрикатор

ПОДПИСКА

АКТУАЛЬНО