• 8 800 350 2014
  • +7 8452 75-30-76
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Поиск по законодательству

Письмо Минэкономразвития N ОГ-Д23-3716 Об основаниях отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с изменением его площади и (или) изменением описания местоположения его границ

Номер документа

ОГ-Д23-3716

18.05.14

Вопрос

Об основаниях отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в связи с изменением его площади и (или) изменением описания местоположения его границ.,о порядке и документах, позволяющих подтвердить существование границ земельных участков на местности 15 лет и более

Ответ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

По вопросу 1

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) при государственном кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

Исходя из комплексного анализа положений Закона о кадастре уточнение местоположения границы земельного участка, в том числе внутренней границы земельного участка, допускается в следующих случаях:

- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка.,

- в случае если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения.,

- в случае если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки).,

- при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границы земельного участка.

Учитывая изложенное, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ на основании части 4 статьи 27 Закона о кадастре, в случае если в представленных для осуществления такого государственного кадастрового учета документах отсутствуют перечисленные выше основания для изменения площади земельного участка и (или) изменения описания местоположения его границ (например, координаты характерных точек границ земельного участка в государственном кадастре недвижимости определены с установленной нормативной точностью определения координат для земель определенного целевого назначения, при этом представленный для осуществления государственного кадастрового учета изменений межевой план не содержит информации о выявленной кадастровой ошибке в описании местоположения границ земельного участка).

По вопросам 2 и 3

Конфигурация земельного участка определяется местоположением его границ. При этом частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) устанавливается порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении.

Согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Таким образом, кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре.

Необходимо отметить, что частью 9 статьи 38 Закона о кадастре не установлены порядок и перечень документов, позволяющих подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

В связи с этим, по мнению Департамента недвижимости, такими документами могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.,материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных.,материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации.,документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов).,проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.,и иные документы.

При этом согласно пункту 27 Требований к подготовке межевого плана (далее - Требования), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412, подлинники или копии документов, определяющих (определявших) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, подлежат включению в состав приложения межевого плана.

Необходимо отметить, что пунктом 70.1 Требований предусмотрено, что при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана приводятся реквизиты документов, на основании которых выполнялись данные работы.

При отсутствии документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, местоположение уточняемых границ земельных участков согласно пункту 70.1 Требований определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1: 5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом необходимо отметить, что раздел межевого плана «Заключение кадастрового инженера», в котором приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, подлежит обязательному включению в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (пункт 12 Требований).

Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России принят приказ от 25 февраля 2014 г. N 89 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412» (находится на государственной регистрации в Минюсте России), которым в том числе вносятся изменения в Требования, предусматривающие, что в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор).,

сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Обращаем также внимание, что письма Минэкономразвития России, в том числе от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

В.А.ЯЦКИЙ

19.05.2014

regulation (4) xml (15) Аварийное жилье (1) Административное наказание (18) Адрес правообладателя (16) Адреса-ГАР-ФИАС (9) Акт обследования (9) Акт согласования (10) Апелляционная комиссия (89) Арест (4) Бесхозяйные (6) Блог (9) Блокированные (23) БПЛА (7) Вебинар (27) Верховный Суд РФ Обзор судебной практики (8) Вид разрешенного использования (56) Временные-архивные (23) Выдел доли (13) Гаражная амнистия (29) ГГС (61) ГИС ЖКХ (1) ГПЗУ (2) ГФДЗ (23) Дальневосточный гектар (3) Дачная амнистия (27) Декларация (11) Дисквалификация (2) Добросовестный приобретатель (1) Долевое строительство (8) Доли (7) () ЕЭКО (7) Заведомо ложные (3) Земельный контроль (14) Земельный спор (6) Землеустройство (6) Земля для стройки (11) ЗОУИТ (53) ИЖС (25) Изъятие (5) Ипотека (27) Кадастровая стоимость (32) Кадастровый инженер (24) Кадастровый учет (19) Картографические материалы (6) ККР (73) Конституционный Суд РФ Обзор (17) Красные линии (1) Лесная амнистия (12) Линейные (25) Лицензирование (31) Личное подсобное хозяйство (3) ЛК КИ (23) ЛК правообладателя (2) Материнский капитал (1) Машино-место (27) Межевание (10) Межевой план (41) Многоквартирный дом (50) Мое жилье (1) МФЦ (8) Налоги (7) Народная СРО (150) Наследство (2) Национальное объединение СРО КИ (33) Нотариат (6) Образование ЗУ (15) Образование КИ (5) Общее имущество (3) ОКС (12) Оформление прав (53) Ошибка в ЕГРН (92) Параметры ОКС (4) Перепланировка (25) Перераспределение (4) Персональные данные (4) ПЗЗ (4) ППК Роскадастр (54) Правонарушение (239) Приватизация (4) Приостановления-отказы (49) Проект межевания (5) Рабочие группы (40) Разрешение на строительство (17) Ранее учтенные (27) Реестр границ (10) Реестр регистраторов (1) Рейтинг (9) Рейтинг КИ (18) Рейтинг ТУ РР (53) Реконструкция (2) Росреестр (114) Самовольная постройка (9) Сведения ЕГРН (94) Сведения о фактах (15) Сервисы Росреестра (149) Сервитут (22) СЗЗ (8) Системы координат (18) СНТ (12) Снятие с учета (8) Согласование границ (32) Сооружение (3) СРО КИ (64) Стажировка (1) Стандарты (11) Стоимость работ (13) Стоп коррупция (22) Схема расположения (13) Счетная палата (1) Территориальные зоны (20) Технический план (51) Типовой договор (8) Типовые ошибки (116) Требования к точности (15) Уточнение границ (37) ФГИС ЕГРН (40) ФКГФ (2) ФППД (1) Хозпостройки (7) () Экзамен КИ (13) Экспертиза (5) Электронная подпись (8) ()

Рубрикатор

ПОДПИСКА

АКТУАЛЬНО