Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
41
22.12.22
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2022 г. N 41
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 16 МАЯ 2017 ГОДА N 15 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ
ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ
ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ"
В связи с изменением законодательства, а также имеющимися в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет внести в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" следующие изменения:
1) в пункте 2:
а) в абзаце четвертом слова "по месту жительства или пребывания" заменить словами "по месту жительства, пребывания или фактического нахождения";
б) дополнить абзацем пятым следующего содержания:
"При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения (пункт 4 статьи 1 Закона об административном надзоре).";
в) абзац пятый считать абзацем шестым;
в данном абзаце слова "жительства или пребывания" заменить словами "жительства, пребывания или фактического нахождения";
дополнить предложением следующего содержания: "В случае обращения в суд исправительного учреждения, в котором указанное лицо отбывает наказание, с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении этого лица в принятии такого заявления надлежит отказывать в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 128 КАС РФ.";
г) последний абзац исключить;
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений, указанных в части 1 статьи 3 Закона при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона (далее - лицо, в отношении которого может быть установлен административный надзор).";
3) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Освобождаемым из мест лишения свободы лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор назначается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в период отбывания наказания в местах лишения свободы (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона).";
4) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. За освобожденными из мест лишения свободы лицами, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона (далее - соответствующее административное правонарушение).";
5) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Следует иметь в виду, что независимо от оснований, предусмотренных в части 3 статьи 3 Закона, административный надзор в обязательном порядке устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона (далее - лицо, в отношении которого административный надзор устанавливается в обязательном порядке).";
6) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Лица, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте, подлежат административному надзору при достижении ими восемнадцати лет к моменту обращения уполномоченного органа в суд с соответствующим административным исковым заявлением (статья 3 Закона).";
7) дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.";
8) в пункте 4:
а) считать пунктом 9;
б) в абзаце первом слова "При таких обстоятельствах" заменить словами "В таких случаях";
9) дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. Административный надзор может быть установлен с учетом требований статьи 3 Закона в отношении лица, которому ранее назначенное наказание заменено лишением свободы (часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 5 статьи 53, часть 6 статьи 53.1 УК РФ).";
10) пункт 5 считать пунктом 11, изложив его в следующей редакции:
"11. За освободившимся из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона об административном надзоре и имеющим неснятую или непогашенную судимость на день вступления в силу Закона лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, такой надзор назначается по заявлению органа внутренних дел при условии совершения этим лицом в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений (части 1 и 3 статьи 3, часть 2 статьи 13 Закона об административном надзоре).
За освобожденным из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона и имеющим неснятую или непогашенную судимость на день вступления в силу Закона лицом, в отношении которого административный надзор устанавливается в обязательном порядке, такой надзор применяется по заявлению органа внутренних дел (части 2 и 2.1 статьи 3, части 3 и 4 статьи 13 Закона об административном надзоре).";
11) пункт 6 считать пунктом 12, изложив его в следующей редакции:
"12. С заявлением об установлении административного надзора вправе обратиться исправительное учреждение или орган внутренних дел; о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений - орган внутренних дел; о досрочном прекращении или частичной отмене административных ограничений орган внутренних дел, поднадзорное лицо или его представитель (статья 6 Закона, части 1 3, 7, 8 статьи 270 КАС РФ).
Следственный изолятор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора за осужденным, в отношении которого он исполняет функции исправительного учреждения (часть 1 статьи 74, статья 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), часть 7 статьи 270 КАС РФ).";
12) дополнить пунктом 13 следующего содержания:
"13. Прокурор в порядке части 1 статьи 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений в защиту прав и свобод поднадзорного лица при условии, что такое лицо по состоянию здоровья, возраста либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.";
13) пункт 7 считать пунктом 14;
14) пункт 8 считать пунктом 15, изложив его в следующей редакции:
"15. Вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с административным надзором, разрешается судьей незамедлительно (часть 1 статьи 272 КАС РФ).
Требование об устранении недостатков административного искового заявления об административном надзоре может быть изложено в определении о принятии его к производству суда.
В случае неустранения недостатков, препятствующих рассмотрению административного дела, административное исковое заявление может быть оставлено судом без рассмотрения (пункт 5 части 1 статьи 196 КАС РФ).";
15) пункт 9 считать пунктом 16;
16) в пункте 10:
а) считать пунктом 17;
б) в абзаце первом слово "десяти" заменить словом "двадцати";
в) первое предложение абзаца первого дополнить словами "(часть 7 статьи 272 КАС РФ)";
г) в абзаце втором слова ", поскольку срок их рассмотрения менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке главы 33 КАС РФ" заменить словами "(часть 2 статьи 291 КАС РФ)";
17) в пункте 11:
а) считать пунктом 18;
б) в абзаце первом слова "о дате и времени" заменить словами "о времени и месте";
в) в абзаце четвертом слова "фактического пребывания" заменить словами "фактического нахождения";
18) в пункте 12:
а) считать пунктом 19;
б) абзац первый изложить в следующей редакции:
"19. За признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.";
19) в пункте 13:
а) считать пунктом 20;
б) в абзаце первом слова "лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона" заменить словами "лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор", слова "административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи," заменить словами "соответствующих административных правонарушений";
в) в абзаце втором слова "статье 4.6 КоАП РФ" заменить словами "статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)";
20) пункт 14 считать пунктом 21;
21) в пункте 15:
а) считать пунктом 22;
б) в абзаце первом слова "постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона" заменить словами "постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение соответствующих административных правонарушений";
22) в пункте 16:
а) считать пунктом 23;
б) абзац третий изложить в следующей редакции:
"Судом не может быть принят отказ от административного иска о назначении административного надзора за лицом, в отношении которого административный надзор устанавливается в обязательном порядке, если на момент рассмотрения дела не истекли сроки, установленные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре.";
23) пункт 17 считать пунктом 24, изложив его в следующей редакции:
"24. Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Закона установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным.
Отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом, поскольку закон связывает назначение такого надзора с фактом наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В этом случае суд устанавливает административный надзор, исходя из вида рецидива, с учетом содержания приговора (включая сведения о сроке, о виде наказания, о виде исправительного учреждения) и (или) иных судебных решений по уголовному делу (в том числе судебных актов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций).";
24) пункты 18 - 20 считать соответственно пунктами 25 - 27;
25) в пункте 21:
а) считать пунктом 28;
б) абзац первый после слов "основанием для прекращения административного надзора" дополнить словами ", за исключением лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 Закона";
26) пункт 22 считать пунктом 29, изложив его в следующей редакции:
"29. Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
В решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. ";
27) дополнить пунктом 30 следующего содержания:
"30. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.
При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.";
28) дополнить пунктом 31 следующего содержания:
"31. В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства, пребывания или фактического нахождения, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства, пребывания или фактического нахождения лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).
В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям. При этом суд вправе назначить иные административные ограничения для достижения целей административного надзора, например запретить выезд за установленные судом пределы территории лицу, для которого это ограничение в силу Закона не является обязательным.
При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства, пребывания или фактического нахождения, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.";
29) дополнить пунктом 32 следующего содержания:
"32. В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Необходимо иметь в виду, что лицу, в отношении которого принято решение о реадмиссии, может быть установлен запрет на выезд за определенные судом пределы территории до исполнения соответствующего решения.";
30) дополнить пунктом 33 следующего содержания:
"33. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (пункт 1 части 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
При установлении административного надзора за лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за лицом, не имеющим места жительства или пребывания, запрещение выезда за установленные судом пределы территории является обязательным (пункты 2 и 3 части 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).";
31) дополнить пунктом 34 следующего содержания:
"34. Следует иметь в виду, что Закон содержит исчерпывающий перечень исключительных личных обстоятельств, при которых орган внутренних дел дает разрешение на пребывание поднадзорного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) краткосрочный выезд этого лица за установленные судом пределы территории (часть 3 статьи 12 Закона).
При возникновении иных обстоятельств поднадзорное лицо вправе обратиться с административным иском о частичной отмене административных ограничений.";
32) в пункте 23:
а) считать пунктом 35;
б) в абзаце третьем после слов "в виде лишения свободы" дополнить словами "принудительными работами либо", после слов "со дня отбытия наказания в виде" дополнить словами "принудительных работ либо";
в) в абзаце пятом после слов "при производстве по уголовному делу" дополнить словами "либо оно осуждено к принудительным работам,", слова "пункт 3 части 5" заменить словами "пункты 3, 5 части 5";
г) в абзаце шестом слова "совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости" заменить словами "указанным в части 2.1 статьи 3 Закона";
д) в абзаце седьмом слово "Указанным" заменить словом "Данным";
33) в пункте 24:
а) считать пунктом 36;
б) абзац первый после слов "особо тяжкого преступления" дополнить запятой, после слов "преступления при рецидиве преступлений," дополнить словами "либо двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.3, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 234.1 УК РФ,";
34) в пункте 25:
а) считать пунктом 37;
б) после слов "в отношении несовершеннолетнего" дополнить словами ", либо лицу, в отношении которого административный надзор устанавливается в обязательном порядке (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 Закона),", слова "либо за совершение преступления против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетнего или за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений" исключить;
35) пункт 26 считать пунктом 38;
36) в пункте 27:
а) считать пунктом 39;
б) в абзаце первом слова "1 и 2 части 1 статьи 3" заменить словами "1, 2 и 4 части 1 статьи 3";
в) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"В случае, если при рассмотрении дела установлены основания для назначения административного надзора, не указанные в административном исковом заявлении, суд определяет срок административного надзора с учетом всех оснований в пределах, предусмотренных Законом.";
37) в пункте 28:
а) считать пунктом 40;
б) во втором предложении абзаца второго слова "по месту жительства или месту пребывания" заменить словами "по месту жительства, пребывания или фактического нахождения";
38) в пункте 29:
а) считать пунктом 41;
б) в абзаце первом после слов "двух и более" дополнить словом "соответствующих", слова "против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность" исключить;
в) в абзаце втором слово "соответствующее" заменить словом "данное";
39) в пункте 30:
а) считать пунктом 42;
б) абзац третий изложить в следующей редакции:
"Истечение срока административного надзора за лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре).";
40) в пункте 31:
а) считать пунктом 43;
б) в абзаце первом слова "либо пребывания" заменить словами ", месту пребывания или фактического нахождения";
в) в абзаце четвертом слова "части 2 и 2.1 статьи 3" заменить словами "пункт 1 части 2, часть 2.1 статьи 3";
41) в пункте 32:
а) считать пунктом 44;
б) абзац первый после слов "административного надзора" дополнить словами ", за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 Закона";
в) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Вместе с тем, как следует из положений части 2 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за лицами, за которыми установление административного надзора является обязательным, связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.";
г) в абзаце третьем слова "частях 2 и 2.1" заменить словами "части 2";
42) дополнить пунктом 45 следующего содержания:
"45. Следует иметь в виду, что осуждение поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 Закона, к лишению свободы за совершение им преступления в период нахождения под административным надзором и направление его к месту отбывания наказания приостанавливают течение срока административного надзора.
После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается (часть 6 статьи 5 Закона).
Вместе с тем, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы применение принудительных мер медицинского характера в отношении указанного лица было прекращено и истек срок судимости, ставшей основанием для установления административного надзора, административный надзор прекращается (пункт 4 части 5, часть 7 статьи 5, пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).";
43) дополнить пунктом 46 следующего содержания:
"46. Осуждение лица за совершение им преступления в период нахождения под административным надзором и освобождение его от наказания в виде лишения свободы не влекут прекращения административного надзора.";
44) дополнить пунктом 47 следующего содержания:
"47. Если на момент рассмотрения апелляционных жалобы, представления лицо, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре, не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания, ранее заявляло ходатайство о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции с его участием, освободилось из мест лишения свободы и не сообщило суду о месте своего нахождения, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 101 КАС РФ направляет судебное извещение по последнему известному суду месту жительства или пребывания этого лица. Такое извещение считается доставленным несмотря на то, что адресат по этому адресу более не находится. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело в отсутствие указанного лица (часть 1 статьи 308 КАС РФ).";
45) дополнить пунктом 48 следующего содержания:
"48. Неуведомление потерпевшего о подаче административного иска о досрочном прекращении административного надзора либо его непривлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица при наличии соответствующего заявления является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке по апелляционной жалобе потерпевшего (пункт 2 части 1 статьи 310 КАС РФ).";
46) дополнить пунктом 49 следующего содержания:
"49. Если при рассмотрении апелляционных жалобы (в том числе лица, которому назначается административный надзор), представления установлено, что судом первой инстанции неправильно определены основания, срок административного надзора, не назначены обязательные административные ограничения, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции и принимает новое решение в соответствии с требованиями Закона (статья 2 Закона, часть 1 статьи 308, пункт 2 статьи 309, пункты 3 и 4 части 2, пункты 1 и 3 части 3 статьи 310 КАС РФ).";
47) пункты 33 и 34 считать соответственно пунктами 50 и 51.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.МОМОТОВ
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.