• 8 800 350 2014
  • +7 8452 75-30-76
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Поиск по законодательству

Письмо Росреестра от 07.10.2020 N 01-8852-ГЕ/20 (ред. от 28.05.2021) О письмах Росреестра в субъекты Российской Федерации

Письмо
Росреестр
Номер документа

01-8852-ГЕ/20

07.10.20

28.05.21

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 7 октября 2020 г. N 01-8852-ГЕ-20

О ПИСЬМАХ РОСРЕЕСТРА В СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии сообщает о направлении главам субъектов Российской Федерации разработанных Росреестром в целях реализации совместного плана мероприятий ("дорожной карты") по наполнению Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями методических рекомендаций по вопросам:

выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;

работы с перечнями объектов недвижимости с недостающими характеристиками;

порядка получения материалов и данных федерального фонда пространственных данных и сведений единой электронной картографической основы;

работы с функционалом публичной кадастровой карты.

Направляем копии соответствующих писем и обращаем внимание на то, что в них также отражена информация о возложении координации применения методических рекомендаций в субъектах Российской Федерации со стороны органа регистрации прав на руководителей (и.о. руководителей) территориальных органов Росреестра, председателя Госкомрегистра и начальника Севреестра.

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ РАНЕЕ УЧТЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Настоящие Рекомендации разработаны для целей организации мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, если права на данные объекты недвижимости возникли и правоустанавливающие документы на них оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), при этом такие права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН, выявление правообладателей), и содержат рекомендуемый алгоритм - последовательность действий в указанных целях.

1. Выявление правообладателей в соответствии с Федеральным
законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

1.1. Работа по выявлению правообладателей осуществляется в отношении:

земельных участков;

зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений.

1.2. Для организации работы по выявлению правообладателей орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, орган местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) направляют в действующий на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган регистрации прав письмо о предоставлении перечней, указанных в пункте 1.1 настоящих Рекомендаций, ранее учтенных объектов недвижимости (далее - перечни).

1.3. Орган регистрации прав осуществляет подготовку перечней в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления указанного в пункте 1.2 настоящих Рекомендаций письма. Указанные перечни органом регистрации прав могут быть направлены по собственной инициативе.

1.4. Уполномоченным органам рекомендуется при получении перечня:

в возможно короткий срок (желательно не более чем 10 календарных дней):

- направить запросы в иные органы и организации (в том числе в налоговые органы, органы записи актов гражданского состояния, нотариусам, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации) в целях получения необходимых сведений и документов (в том числе копий технических паспортов и т.п.), предусмотренных частью 4 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ;

- извещать граждан и юридических лиц (в том числе посредством опубликования извещения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования, на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети "Интернет", на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости) о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости такими правообладателями, в том числе о порядке предоставления любыми заинтересованными лицами сведений о почтовом адресе и (или) адресе электронной почты для связи с ними в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей (далее - извещение) с указанием информации, предусмотренной пунктом 1.5 настоящих Рекомендаций;

в разумный срок (желательно не более чем 30 календарных дней) сопоставлять содержащиеся в перечнях сведения:

- с имеющейся в их распоряжении архивной документацией;

- данными похозяйственных книг;

- документами, полученными от иных органов, организаций;

- сведениями, документами, представленными правообладателями таких объектов недвижимости (их уполномоченными представителями) либо иными лицами, права и законные интересы которых могут быть затронуты в связи с выявлением правообладателей.

1.5. В указанном в пункте 1.4 настоящих Рекомендаций извещении в числе прочего рекомендуется указывать информацию:

о видах, кадастровых номерах и адресах объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН;

возможности самостоятельного обращения за государственной регистрацией ранее возникшего права в соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ;

возможности и сроках обращения граждан в уполномоченные органы в целях обеспечения указанным органом государственной регистрации прав на объекты недвижимости, подпадающие под действие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества":

- земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

- находящихся на таких земельных участках объекты капитального строительства;

освобождении от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ права на объект недвижимости (до 31.01.1998).

1.6. Уполномоченным органам, если ранее учтенным объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, после реализации предусмотренных пунктом 1.4 настоящих Рекомендаций мероприятий и в целях подтверждения существования таких объектов на момент проведения работ по выявлению правообладателей рекомендуется в соответствии с порядком проведения осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства при проведении мероприятий по выявлению правообладателей, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (далее - орган нормативно-правового регулирования):

провести осмотр здания, сооружения или объекта незавершенного строительства;

оформить акт осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства при выявлении правообладателей по форме, установленной органом нормативно-правового регулирования, если такие здание, сооружение или объект незавершенного строительства не прекратили свое существование.

1.7. Если при проведении указанного в пункте 1.6 настоящих Рекомендаций осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства установлено, что такой объект недвижимости прекратил свое существование, уполномоченный орган в соответствии с частью 8 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ представляет в орган регистрации прав заявление о снятии с государственного кадастрового учета прекратившего существование объекта недвижимости, сведения о котором содержатся в ЕГРН, с приложением акта его осмотра, уведомив не позднее чем за тридцать дней до подачи указанного заявление лицо, выявленное в качестве правообладателя такого объекта недвижимости, способами, указанными в пункте 2 части 9 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ (в редакции, которая вступит в силу 29.06.2021). При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется.

1.8. Уполномоченные органы после проведения мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящих Рекомендаций, если ответы на направленные ранее запросы не содержат противоречивую информацию о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости и ранее учтенным объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, не прекратившие свое существование, подготавливают проект решения о выявлении правообладателя (далее - проект решения) с указанием в нем сведений, предусмотренных частью 6 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ.

1.9. Согласно части 9 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ в течение пяти рабочих дней с момента подготовки проекта решения уполномоченный орган:

размещает на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в сети "Интернет" следующие сведения об объекте недвижимости, правообладатель которого выявлен:

- кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в ЕГРН, вид, назначение, площадь, иную основную характеристику (при наличии);

- адрес объекта недвижимости (при отсутствии адреса - его местоположение);

- срок, в течение которого могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости;

- фамилию, имя, отчество (при наличии) - в отношении выявленного правообладателя, являющегося физическим лицом;

- полное наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер - в отношении правообладателя, являющегося юридическим лицом;

вручает проект решения с распиской в получении лицу, выявленному в качестве правообладателя, с указанием срока (тридцать дней со дня получения указанным лицом проекта решения), в течение которого им могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, либо направляет проект решения или в форме электронного документа и (или) электронного образа документа по адресу электронной почты, если сведения об электронной почте были представлены в уполномоченный орган правообладателем в письменном виде, или в форме бумажного документа заказным письмом с уведомлением о вручении.

1.10. Уполномоченный орган принимает решение о выявлении правообладателя (далее - решение), если в течение сорокапятидневного срока со дня получения проекта решения выявленным в качестве правообладателя лицом ему не поступили возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, указанных в проекте решения (часть 12 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ).

1.11. Согласно пункту 1 части 14 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия решения о выявлении правообладателя:

направляет в орган регистрации прав заявление о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости с приложением такого решения и документов, содержащих сведения, полученные по запросам, направленным в соответствии с пунктом 1.4 настоящих Рекомендаций;

вручает копию решения с распиской в получении лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо направляет ее данному лицу способами, указанными в пункте 1.9 настоящих Рекомендаций.

1.12. Уполномоченный орган в отношении выявленных по итогам указанных в пункте 1.6 настоящих Рекомендаций работ объектов недвижимости, которые отвечают признакам ранее учтенных, но сведения о них в ЕГРН отсутствуют (например, имеется технический паспорт здания-помещения, выданный органом технической инвентаризации):

проводит мероприятия (в том числе подготовку необходимых документов), предусмотренные пунктами 1.4, 1.6 - 1.10 настоящих Рекомендаций;

в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия решения о выявлении правообладателя согласно пункту 2 части 14 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ направляет в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости с приложением такого решения и документов, содержащих сведения, полученные по запросам, направленным в соответствии с пунктом 1.4 настоящих Рекомендаций, а также документом, предусмотренных пунктами 2 и (или) 3 части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ (копию решения с распиской в получении вручить лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо направить ее данному лицу способами, указанными в пункте 1.9 настоящих Рекомендаций).

1.13. В случае если по итогам работ, указанных в пунктах 1.6 настоящих Рекомендаций, уполномоченными органами в том числе выявлены объекты, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, имеющие признаки самовольных построек (в частности, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений), в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных объектов о таких объектах в территориальный орган Росреестра для осуществления мероприятий в сфере государственного земельного надзора и в орган муниципального земельного контроля для принятия соответствующих мер направляются необходимые сведения.

2. Особенности выявления правообладателей с учетом
положений Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном
порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого
имущества" (далее - Закон N 93-ФЗ)

2.1. Работа по выявлению правообладателей указанных в статье 12 Закона N 93-ФЗ ранее учтенных объектов недвижимости - земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства осуществляется с учетом положений Закона N 93-ФЗ.

2.2. Уполномоченным органом работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, проводится в отношении объектов, содержащихся в перечнях.

2.3. Уполномоченные органы в отношении объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, по результатам проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 1.4 настоящих Рекомендаций, инвентаризации имеющихся сведений и документов, поступивших обращений граждан организовывают работу по подаче в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации права собственности граждан на ранее учтенные объекты недвижимости, в отношении которых получены-имеются документы-основания (в том числе свидетельства о праве на наследство, государственные акты, свидетельства и другие документы, устанавливающие (удостоверяющие) права на объекты недвижимости, в том числе документы, указанные в абзаце втором пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), выписки из похозяйственных книг).

2.3.1. Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество приведена в приложении N 1 к приказу Росреестра от 19.08.2020 N П-0310 (далее - приказ N П-0310).

Согласно приложению N 1 к приказу N П-0310, действуя от имени правообладателя объекта недвижимости, уполномоченный орган указывает в заявлении о государственной регистрации прав в том числе СНИЛС правообладателя (при наличии) и реквизиты документа, удостоверяющего личность такого правообладателя (реквизит 7.1). При этом в реквизите 8.1.2 заявления "Сведения о представителе правообладателя, стороны сделки, лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта, об ином лице, указанном в статье 15 Закона N 218-ФЗ - юридическом лице (в том числе органе государственной власти, ином государственном органе, органе местного самоуправления)" в качестве реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя правообладателя, указывается статья 12 Закона N 93-ФЗ, в реквизите 8.1 заявления в графе "представителем, действующим на основании федерального закона" проставляется знак "V".

2.3.2. После осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости уполномоченный орган передает правообладателю объекта недвижимости в том числе выписку из ЕГРН, выданную в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 218-ФЗ, в целях удостоверения проведения государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

2.4. Если в уполномоченный орган в отношении ранее учтенного объекта недвижимости, подпадающего под действие Закона N 93-ФЗ, заявление гражданина на проведение государственной регистрации прав не представлено, в отношении такого объекта недвижимости осуществляются мероприятия, предусмотренные пунктами 1.6 - 1.11 настоящих Рекомендаций.

3. Особенности выявления правообладателей при выполнении
комплексных кадастровых работ

3.1. В случае предоставления исполнителю комплексных кадастровых работ (далее - ККР) правообладателем объектов недвижимости заверенных в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, копий документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ считаются ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в ЕГРН либо права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, исполнитель ККР представляет в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения ККР (пункт 3 части 2 статьи 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).

При обеспечении исполнителем ККР внесения сведений о таких объектах недвижимости в ЕГРН заказчик ККР передает в уполномоченные органы (если заказчик ККР не является уполномоченным органом) полученные исполнителем ККР от правообладателей объектов недвижимости и заверенные в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости.

Уполномоченный орган в отношении указанных в настоящем пункте Рекомендаций ранее учтенных объектов недвижимости организовывает работу (в том числе подготовку необходимых документов), предусмотренную пунктами 1.4, 1.6 - 1.11 настоящих Рекомендаций (в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, с учетом раздела 2 настоящих Рекомендаций).

3.2. В случае отсутствия в ЕГРН сведений о расположенных в кадастровом квартале, в границах которого выполняются ККР, земельных участках, за исключением земельных участков, являющихся лесными участками, о зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ ранее учтенными объектами недвижимости, а также о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, права на которые возникли до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, орган местного самоуправления при наличии у него документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", направляет заявление о внесении в ЕГРН сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства по правилам, предусмотренным частями 5 - 9 статьи 69 Закона N 218-ФЗ (часть 4.1 статьи 42.6 Закона N 221-ФЗ).

После внесения в ЕГРН сведений об указанных в настоящем пункте Рекомендаций ранее учтенных объектах недвижимости уполномоченный орган проводит мероприятия, предусмотренные пунктами 1.4, 1.6 - 1.11 настоящих Рекомендаций (в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, с учетом раздела 2 настоящих Рекомендаций).

4. Особенности выявления правообладателей ранее
учтенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных
домах (далее - МКД)

4.1. Для организации работы по выявлению правообладателей помещений в МКД уполномоченному органу рекомендуется направлять в орган регистрации прав письмо о предоставлении перечня ранее учтенных помещений, расположенных МКД, права на которые в ЕГРН не зарегистрированы (далее - перечень помещений).

4.2. Орган регистрации прав осуществляет в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанного в пункте 4.1 настоящих Рекомендаций письма подготовку и направление в уполномоченный орган перечней помещений, расположенных в МКД, сведения о которых содержатся в ЕГРН (с указанием кадастрового номера, вида объекта недвижимости, адреса (местоположения, включая номер помещения), назначения, площади), но права на них не зарегистрированы, в том числе в целях выявления уполномоченным органом:

объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН;

объектов недвижимости, в отношении которых требуется осуществление государственной регистрации права.

4.3. Уполномоченные органы проводят анализ полученных перечней помещений.

4.4. В отношении помещений, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но права на них не зарегистрированы, орган местного самоуправления проводит анализ имеющихся документов на предмет наличия-отсутствия оснований для выявления правообладателей (принятия соответствующего решения).

4.5. В отношении жилых помещений, сведения о которых содержатся в ЕГРН, являющихся предметом договора безвозмездной передачи квартиры в собственность, подписанного и зарегистрированного до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, учитывая наличие на них ранее возникшего права физических лиц, уполномоченный орган проводит мероприятия по выявлению правообладателей, предусмотренные пунктами 1.4, 1.6 - 1.11 настоящих Рекомендаций.

4.6. В отношении не находящихся в частной собственности жилых помещений, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 218-ФЗ, переданных по договору безвозмездной передачи квартиры в собственность с момента (после) вступления в силу Закона N 122-ФЗ, при отсутствии государственной регистрации этого права, а также помещений, которые не были предоставлены гражданам в порядке приватизации, однако используются на условиях договора найма жилого помещения (гражданами), аренды (юридическими лицами) и соответствующая информация (документы) имеется в распоряжении уполномоченного органа, сведения о которых содержатся в ЕГРН и выявление правообладателей которых не может быть осуществлено в порядке статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ, уполномоченному органу рекомендуется:

подготовить документы, в том числе заявление (форма которого утверждена приказом N П-0310), для государственной регистрации права муниципальной собственности на них и представить такие документы на государственную регистрацию права в установленном Законом N 218-ФЗ порядке в орган регистрации прав;

организовать взаимодействие с гражданами, которым предоставлены такие помещения в порядке приватизации, по договорам найма (коммерческого), и юридическими лицами, которым помещения предоставлены по договорам аренды, заключенным на срок не менее года, в целях последующего представления документов в орган регистрации прав для государственной регистрации соответствующего права, ограничения права (если оно подлежит государственной регистрации).

4.7. В отношении выявленных помещений, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН (не включены в перечень), рекомендуется проводить анализ имеющихся в распоряжении уполномоченных органов и организаций, осуществляющих хранение архива технической документации, документов, в том числе на предмет наличия-отсутствия оснований для внесения в ЕГРН сведений о таких помещениях и выявленных их правообладателей в соответствии со статьей 69.1 Закона N 218-ФЗ.

4.8. В отношении жилых помещений, являющихся предметом договора безвозмездной передачи квартиры в собственность, подписанного и зарегистрированного до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, но сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, уполномоченному органу рекомендуется проводить мероприятия по выявлению правообладателей в соответствии с пунктами 1.4, 1.6 - 1.10, 1.12 настоящих Рекомендаций.

4.9. В отношении не находящихся в частной собственности ранее учтенных жилых помещений, не учтенных в ЕГРН, являющихся предметом заключенного после вступления в силу Закона N 122-ФЗ договора безвозмездной передачи квартиры в собственность, договора найма жилого помещения (гражданами), договора аренды (юридическими лицами), выявление правообладателей которых не может быть осуществлено в порядке статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ, уполномоченному органу рекомендуется подготовить документы, необходимые для осуществления их государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности на них, и представить такие документы в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке, а также организовать взаимодействие с гражданами и юридическими лицами в целях последующего представления документов в орган регистрации прав для государственной регистрации соответствующего права указанных лиц, ограничения права (если оно подлежит государственной регистрации).

5. Особенности выявления правообладателей ранее учтенных
объектов недвижимости в рамках проведения государственного
земельного надзора и муниципального земельного контроля

5.1. Должностным лицам Росреестра и органов муниципального земельного контроля при проведении мероприятий по государственному земельному надзору и муниципальному земельному контролю рекомендуется анализировать поступающую информацию в том числе на предмет возможности выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

5.2. Выявление ранее учтенных объектов недвижимости и их правообладателей осуществляется при:

подготовке к проведению и проведении административных обследований объектов земельных отношений, плановых и внеплановых проверок;

подготовке к рассмотрению и рассмотрении дел об административных правонарушениях в результате рассмотрения и анализа получаемой у органов государственной власти, органов местного самоуправления, архивных фондов, сведений, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, а также у правообладателей земельных участков и контролируемых лиц - информации об использовании земель.

5.3. Информация о выявленных в результате осуществления государственного земельного надзора (муниципального земельного контроля) ранее учтенных объектах недвижимости, их правообладателях, включая правообладателей объектов недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, с приложением копий подтверждающих документов направляется в уполномоченные органы, которыми проводятся на территории соответствующего муниципального образования (субъекта Российской Федерации) мероприятия по выявлению правообладателей в том числе в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона N 218-ФЗ.

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ С ПЕРЕЧНЯМИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
С НЕДОСТАЮЩИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

Общие положения

1. Рекомендации по работе с перечнями объектов недвижимости с недостающими характеристиками (далее - перечни) разработаны в целях проведения работ по наполнению Единого государственного реестра недвижимости сведениями о характеристиках объектов недвижимости, в том числе необходимых для определения их кадастровой стоимости.

2. Перечни формируются органом регистрации прав в отношении:

земельных участков, у которых в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) категория земель отсутствует, не установлена, установлена некорректно <1>;

--------------------------------

<1> Указываются объекты недвижимости, для которых в ЕГРН отсутствует сущностное значение характеристики (например, символ, слова "не установлено" и пр.).

земельных участков, у которых в ЕГРН вид разрешенного использования отсутствует, не установлен, установлен некорректно <1>;

зданий, помещений, сооружений, единых недвижимых комплексов, у которых в ЕГРН отсутствуют сведения о назначении <1>.

При этом по одним и тем же объектам могут отсутствовать или быть установленными некорректно сразу несколько характеристик.

Обработка перечня

3. Проведение анализа информации, содержащейся в перечне, включает в себя:

идентификацию объектов недвижимости, содержащихся в перечне;

анализ сведений о недостающих характеристиках.

Сбор информации о недостающих характеристиках

4. Мероприятия по сбору информации включают в себя:

анализ правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, имеющихся в распоряжении органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы), в том числе архивных, на предмет наличия сведений о характеристиках объектов недвижимости, содержащихся в перечне;

направление запросов в органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях получения необходимых сведений и документов (в том числе копий технических паспортов, правоустанавливающих документов и т.п.);

сопоставление содержащихся в перечне сведений:

с имеющейся в распоряжении уполномоченных органов архивной документацией;

документами, полученными от органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

5. В случае отсутствия сведений о категории земель, виде разрешенного использования земельных участков целесообразно принять во внимание следующее:

в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным;

согласно части 11 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель не указана в ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 данной статьи;

в соответствии с частью 12 статьи 14 Закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки - в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка;

согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации право самостоятельного выбора основного и вспомогательного вида использования закреплено за правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать цели предоставления такого земельного участка, указанной в документе о правах на данный земельный участок, а при отсутствии в данном документе указания на такую цель вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать назначению расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества (при наличии).

Направление результатов

6. Результатом мероприятий, указанных в пунктах 4 - 5 настоящих рекомендаций, является:

издание распорядительного акта органа власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к категории земель, установлении вида разрешенного использования в соответствии с требованиями действующего законодательства;

направление в орган регистрации прав:

документов имеющихся в распоряжении органов государственной власти субъекта Российской Федерации, для внесения сведений о характеристиках объектов недвижимости в ЕГРН;

документов, предоставленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации;

сведений (документов) в порядке, установленном статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ПОЛУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ДАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ И СВЕДЕНИЙ ЕДИНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ
КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Материалы и данные федерального фонда пространственных данных (далее - ФФПД) и сведений единой электронной картографической основы (далее - ЕЭКО) предоставляются потребителям организацией-фондодержателем ФФПД - ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", которое также является оператором сведений ЕЭКО.

Порядок предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в ФФПД, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 N 262 "Об утверждении правил предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе правил подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов".

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 431-ФЗ) предоставление пространственных данных и материалов ФФПД осуществляется за плату.

В соответствии с пунктом 10 Правил определения размера платы за предоставление пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2017 N 299, в случае предоставления пространственных данных и материалов органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления стоимость базовой расчетной единицы равна нулю (т.е. плата не взимается), к стоимости услуг по предоставлению пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, применяется коэффициент 0,3.

Плата за оказание услуг по предоставлению пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, установлена приказом Минэкономразвития России от 25.05.2017 N 248 "Об установлении размера платы за оказание услуг по предоставлению пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, и стоимости базовой расчетной единицы при предоставлении пространственных данных и материалов, содержащихся в федеральном и ведомственных фондах пространственных данных, а также в фонде пространственных данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны".

Правила предоставления заинтересованным лицам сведений ЕЭКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 N 1370 (далее - Правила предоставления сведений ЕЭКО).

Сведения ЕЭКО предоставляются заявителям на основании заявления в виде:

а) ортофотопланов и (или) ортофотокарт;

б) государственных цифровых топографических карт открытого пользования и (или) государственных цифровых топографических планов открытого пользования;

в) общегеографической карты масштаба 1:2500000;

г) пространственных данных, содержащихся в государственных цифровых топографических картах открытого пользования и цифровых топографических планах открытого пользования, сгруппированных по определенной теме.

Сведения ЕЭКО предоставляются только в электронном виде.

В целях автоматизации процесса предоставления сведений ЕЭКО потребителям Законом N 431-ФЗ предусмотрено создание государственной информационной системы ведения ЕЭКО (далее - ГИС ЕЭКО), завершение работ по созданию ГИС ЕЭКО запланировано в конце 2020 года.

При этом до завершения создания ГИС ЕЭКО с учетом части 6 статьи 32 Закона N 431-ФЗ предоставление сведений ЕЭКО осуществляется организацией-фондодержателем ФФПД - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" (далее - ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД") с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", иных технических средств связи.

В соответствии с пунктом 9 Правил определения размера платы за использование сведений ЕЭКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 N 1371, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления сведения ЕЭКО предоставляются на безвозмездной основе.

Для получения пространственных данных и материалов ФФПД или сведений ЕЭКО необходимо обратиться в ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" (125413, г. Москва, ул. Онежская, дом 26, тел. 8 (495) 456-91-27) с заявлением, оформленным в соответствии с Порядком предоставления пространственных данных и материалов, или с заявлением, оформленным в соответствии с Правилами предоставления сведений ЕЭКО.

На официальном сайте ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" по электронному адресу https://order.cgkipd.ru размещен сервис автоматизированного поиска пространственных данных и материалов, находящихся в ФФПД, а также сформирована база метаданных на материалы и данные ФФПД, которая размещена по электронному адресу https://cgkipd.ru.

В рамках реализации выдачи информации о пунктах государственной геодезической сети в местной системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении территории кадастрового округа (МСК-субъекта), по электронному адресу https://cgkipd.ru-fsdf-ggs-interaktivnie-karti-o-ggs- размещена информация о включенных в ФФПД таких пространственных данных.

regulation (4) xml (15) Аварийное жилье (1) Административное наказание (18) Адрес правообладателя (16) Адреса-ГАР-ФИАС (9) Акт обследования (9) Акт согласования (10) Апелляционная комиссия (89) Арест (4) Бесхозяйные (6) Блог (9) Блокированные (23) БПЛА (7) Вебинар (27) Верховный Суд РФ Обзор судебной практики (8) Вид разрешенного использования (56) Временные-архивные (23) Выдел доли (13) Гаражная амнистия (29) ГГС (61) ГИС ЖКХ (1) ГПЗУ (2) ГФДЗ (23) Дальневосточный гектар (3) Дачная амнистия (27) Декларация (11) Дисквалификация (2) Добросовестный приобретатель (1) Долевое строительство (8) Доли (7) () ЕЭКО (7) Заведомо ложные (3) Земельный контроль (14) Земельный спор (6) Землеустройство (6) Земля для стройки (11) ЗОУИТ (53) ИЖС (25) Изъятие (5) Ипотека (27) Кадастровая стоимость (32) Кадастровый инженер (24) Кадастровый учет (19) Картографические материалы (6) ККР (73) Конституционный Суд РФ Обзор (17) Красные линии (1) Лесная амнистия (12) Линейные (25) Лицензирование (31) Личное подсобное хозяйство (3) ЛК КИ (23) ЛК правообладателя (2) Материнский капитал (1) Машино-место (27) Межевание (10) Межевой план (41) Многоквартирный дом (50) Мое жилье (1) МФЦ (8) Налоги (7) Народная СРО (150) Наследство (2) Национальное объединение СРО КИ (33) Нотариат (6) Образование ЗУ (15) Образование КИ (5) Общее имущество (3) ОКС (12) Оформление прав (53) Ошибка в ЕГРН (92) Параметры ОКС (4) Перепланировка (25) Перераспределение (4) Персональные данные (4) ПЗЗ (4) ППК Роскадастр (54) Правонарушение (239) Приватизация (4) Приостановления-отказы (49) Проект межевания (5) Рабочие группы (40) Разрешение на строительство (17) Ранее учтенные (27) Реестр границ (10) Реестр регистраторов (1) Рейтинг (9) Рейтинг КИ (18) Рейтинг ТУ РР (53) Реконструкция (2) Росреестр (114) Самовольная постройка (9) Сведения ЕГРН (94) Сведения о фактах (15) Сервисы Росреестра (149) Сервитут (22) СЗЗ (8) Системы координат (18) СНТ (12) Снятие с учета (8) Согласование границ (32) Сооружение (3) СРО КИ (64) Стажировка (1) Стандарты (11) Стоимость работ (13) Стоп коррупция (22) Схема расположения (13) Счетная палата (1) Территориальные зоны (20) Технический план (51) Типовой договор (8) Типовые ошибки (116) Требования к точности (15) Уточнение границ (37) ФГИС ЕГРН (40) ФКГФ (2) ФППД (1) Хозпостройки (7) () Экзамен КИ (13) Экспертиза (5) Электронная подпись (8) ()

Рубрикатор

ПОДПИСКА

АКТУАЛЬНО