Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
01-8852-ГЕ/20
07.10.20
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 2020 г. N 01-8852-ГЕ-20
О ПИСЬМАХ РОСРЕЕСТРА В СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии сообщает о направлении главам субъектов Российской Федерации разработанных Росреестром в целях реализации совместного плана мероприятий ("дорожной карты") по наполнению Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями методических рекомендаций по вопросам:
выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;
работы с перечнями объектов недвижимости с недостающими характеристиками;
порядка получения материалов и данных федерального фонда пространственных данных и сведений единой электронной картографической основы;
работы с функционалом публичной кадастровой карты.
Направляем копии соответствующих писем и обращаем внимание на то, что в них также отражена информация о возложении координации применения методических рекомендаций в субъектах Российской Федерации со стороны органа регистрации прав на руководителей (и.о. руководителей) территориальных органов Росреестра, председателя Госкомрегистра и начальника Севреестра.
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ РАНЕЕ УЧТЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
Настоящие Рекомендации разработаны для целей организации мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, если права на данные объекты недвижимости возникли и правоустанавливающие документы на них оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), при этом такие права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН, выявление правообладателей), и содержат рекомендуемый алгоритм - последовательность действий в указанных целях.
1. Выявление правообладателей в соответствии с Федеральным
законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1.1. Работа по выявлению правообладателей осуществляется в отношении:
земельных участков;
зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений.
1.2. Для организации работы по выявлению правообладателей орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, орган местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) направляют в действующий на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган регистрации прав письмо о предоставлении перечней, указанных в пункте 1.1 настоящих Рекомендаций, ранее учтенных объектов недвижимости (далее - перечни).
1.3. Орган регистрации прав осуществляет подготовку перечней в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления указанного в пункте 1.2 настоящих Рекомендаций письма. Указанные перечни органом регистрации прав могут быть направлены по собственной инициативе.
1.4. Уполномоченным органам рекомендуется при получении перечня:
в возможно короткий срок (желательно не более чем 10 календарных дней):
- направить запросы в иные органы и организации (в том числе в налоговые органы, органы записи актов гражданского состояния, нотариусам, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации) в целях получения необходимых сведений и документов (в том числе копий технических паспортов и т.п.), предусмотренных частью 4 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ;
- извещать граждан и юридических лиц (в том числе посредством опубликования извещения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования, на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети "Интернет", на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости) о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости такими правообладателями, в том числе о порядке предоставления любыми заинтересованными лицами сведений о почтовом адресе и (или) адресе электронной почты для связи с ними в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей (далее - извещение) с указанием информации, предусмотренной пунктом 1.5 настоящих Рекомендаций;
в разумный срок (желательно не более чем 30 календарных дней) сопоставлять содержащиеся в перечнях сведения:
- с имеющейся в их распоряжении архивной документацией;
- данными похозяйственных книг;
- документами, полученными от иных органов, организаций;
- сведениями, документами, представленными правообладателями таких объектов недвижимости (их уполномоченными представителями) либо иными лицами, права и законные интересы которых могут быть затронуты в связи с выявлением правообладателей.
1.5. В указанном в пункте 1.4 настоящих Рекомендаций извещении в числе прочего рекомендуется указывать информацию:
о видах, кадастровых номерах и адресах объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН;
возможности самостоятельного обращения за государственной регистрацией ранее возникшего права в соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ;
возможности и сроках обращения граждан в уполномоченные органы в целях обеспечения указанным органом государственной регистрации прав на объекты недвижимости, подпадающие под действие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества":
- земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
- находящихся на таких земельных участках объекты капитального строительства;
освобождении от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ права на объект недвижимости (до 31.01.1998).
1.6. Уполномоченным органам, если ранее учтенным объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, после реализации предусмотренных пунктом 1.4 настоящих Рекомендаций мероприятий и в целях подтверждения существования таких объектов на момент проведения работ по выявлению правообладателей рекомендуется в соответствии с порядком проведения осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства при проведении мероприятий по выявлению правообладателей, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (далее - орган нормативно-правового регулирования):
провести осмотр здания, сооружения или объекта незавершенного строительства;
оформить акт осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства при выявлении правообладателей по форме, установленной органом нормативно-правового регулирования, если такие здание, сооружение или объект незавершенного строительства не прекратили свое существование.
1.7. Если при проведении указанного в пункте 1.6 настоящих Рекомендаций осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства установлено, что такой объект недвижимости прекратил свое существование, уполномоченный орган в соответствии с частью 8 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ представляет в орган регистрации прав заявление о снятии с государственного кадастрового учета прекратившего существование объекта недвижимости, сведения о котором содержатся в ЕГРН, с приложением акта его осмотра, уведомив не позднее чем за тридцать дней до подачи указанного заявление лицо, выявленное в качестве правообладателя такого объекта недвижимости, способами, указанными в пункте 2 части 9 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ (в редакции, которая вступит в силу 29.06.2021). При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется.
1.8. Уполномоченные органы после проведения мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящих Рекомендаций, если ответы на направленные ранее запросы не содержат противоречивую информацию о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости и ранее учтенным объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, не прекратившие свое существование, подготавливают проект решения о выявлении правообладателя (далее - проект решения) с указанием в нем сведений, предусмотренных частью 6 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ.
1.9. Согласно части 9 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ в течение пяти рабочих дней с момента подготовки проекта решения уполномоченный орган:
размещает на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в сети "Интернет" следующие сведения об объекте недвижимости, правообладатель которого выявлен:
- кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в ЕГРН, вид, назначение, площадь, иную основную характеристику (при наличии);
- адрес объекта недвижимости (при отсутствии адреса - его местоположение);
- срок, в течение которого могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) - в отношении выявленного правообладателя, являющегося физическим лицом;
- полное наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер - в отношении правообладателя, являющегося юридическим лицом;
вручает проект решения с распиской в получении лицу, выявленному в качестве правообладателя, с указанием срока (тридцать дней со дня получения указанным лицом проекта решения), в течение которого им могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, либо направляет проект решения или в форме электронного документа и (или) электронного образа документа по адресу электронной почты, если сведения об электронной почте были представлены в уполномоченный орган правообладателем в письменном виде, или в форме бумажного документа заказным письмом с уведомлением о вручении.
1.10. Уполномоченный орган принимает решение о выявлении правообладателя (далее - решение), если в течение сорокапятидневного срока со дня получения проекта решения выявленным в качестве правообладателя лицом ему не поступили возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, указанных в проекте решения (часть 12 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ).
1.11. Согласно пункту 1 части 14 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия решения о выявлении правообладателя:
направляет в орган регистрации прав заявление о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости с приложением такого решения и документов, содержащих сведения, полученные по запросам, направленным в соответствии с пунктом 1.4 настоящих Рекомендаций;
вручает копию решения с распиской в получении лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо направляет ее данному лицу способами, указанными в пункте 1.9 настоящих Рекомендаций.
1.12. Уполномоченный орган в отношении выявленных по итогам указанных в пункте 1.6 настоящих Рекомендаций работ объектов недвижимости, которые отвечают признакам ранее учтенных, но сведения о них в ЕГРН отсутствуют (например, имеется технический паспорт здания-помещения, выданный органом технической инвентаризации):
проводит мероприятия (в том числе подготовку необходимых документов), предусмотренные пунктами 1.4, 1.6 - 1.10 настоящих Рекомендаций;
в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия решения о выявлении правообладателя согласно пункту 2 части 14 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ направляет в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости с приложением такого решения и документов, содержащих сведения, полученные по запросам, направленным в соответствии с пунктом 1.4 настоящих Рекомендаций, а также документом, предусмотренных пунктами 2 и (или) 3 части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ (копию решения с распиской в получении вручить лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо направить ее данному лицу способами, указанными в пункте 1.9 настоящих Рекомендаций).
1.13. В случае если по итогам работ, указанных в пунктах 1.6 настоящих Рекомендаций, уполномоченными органами в том числе выявлены объекты, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, имеющие признаки самовольных построек (в частности, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений), в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных объектов о таких объектах в территориальный орган Росреестра для осуществления мероприятий в сфере государственного земельного надзора и в орган муниципального земельного контроля для принятия соответствующих мер направляются необходимые сведения.
2. Особенности выявления правообладателей с учетом
положений Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном
порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого
имущества" (далее - Закон N 93-ФЗ)
2.1. Работа по выявлению правообладателей указанных в статье 12 Закона N 93-ФЗ ранее учтенных объектов недвижимости - земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства осуществляется с учетом положений Закона N 93-ФЗ.
2.2. Уполномоченным органом работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, проводится в отношении объектов, содержащихся в перечнях.
2.3. Уполномоченные органы в отношении объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, по результатам проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 1.4 настоящих Рекомендаций, инвентаризации имеющихся сведений и документов, поступивших обращений граждан организовывают работу по подаче в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации права собственности граждан на ранее учтенные объекты недвижимости, в отношении которых получены-имеются документы-основания (в том числе свидетельства о праве на наследство, государственные акты, свидетельства и другие документы, устанавливающие (удостоверяющие) права на объекты недвижимости, в том числе документы, указанные в абзаце втором пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), выписки из похозяйственных книг).
2.3.1. Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество приведена в приложении N 1 к приказу Росреестра от 19.08.2020 N П-0310 (далее - приказ N П-0310).
Согласно приложению N 1 к приказу N П-0310, действуя от имени правообладателя объекта недвижимости, уполномоченный орган указывает в заявлении о государственной регистрации прав в том числе СНИЛС правообладателя (при наличии) и реквизиты документа, удостоверяющего личность такого правообладателя (реквизит 7.1). При этом в реквизите 8.1.2 заявления "Сведения о представителе правообладателя, стороны сделки, лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта, об ином лице, указанном в статье 15 Закона N 218-ФЗ - юридическом лице (в том числе органе государственной власти, ином государственном органе, органе местного самоуправления)" в качестве реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя правообладателя, указывается статья 12 Закона N 93-ФЗ, в реквизите 8.1 заявления в графе "представителем, действующим на основании федерального закона" проставляется знак "V".
2.3.2. После осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости уполномоченный орган передает правообладателю объекта недвижимости в том числе выписку из ЕГРН, выданную в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 218-ФЗ, в целях удостоверения проведения государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
2.4. Если в уполномоченный орган в отношении ранее учтенного объекта недвижимости, подпадающего под действие Закона N 93-ФЗ, заявление гражданина на проведение государственной регистрации прав не представлено, в отношении такого объекта недвижимости осуществляются мероприятия, предусмотренные пунктами 1.6 - 1.11 настоящих Рекомендаций.
3. Особенности выявления правообладателей при выполнении
комплексных кадастровых работ
3.1. В случае предоставления исполнителю комплексных кадастровых работ (далее - ККР) правообладателем объектов недвижимости заверенных в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, копий документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ считаются ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в ЕГРН либо права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, исполнитель ККР представляет в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения ККР (пункт 3 части 2 статьи 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).
При обеспечении исполнителем ККР внесения сведений о таких объектах недвижимости в ЕГРН заказчик ККР передает в уполномоченные органы (если заказчик ККР не является уполномоченным органом) полученные исполнителем ККР от правообладателей объектов недвижимости и заверенные в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости.
Уполномоченный орган в отношении указанных в настоящем пункте Рекомендаций ранее учтенных объектов недвижимости организовывает работу (в том числе подготовку необходимых документов), предусмотренную пунктами 1.4, 1.6 - 1.11 настоящих Рекомендаций (в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, с учетом раздела 2 настоящих Рекомендаций).
3.2. В случае отсутствия в ЕГРН сведений о расположенных в кадастровом квартале, в границах которого выполняются ККР, земельных участках, за исключением земельных участков, являющихся лесными участками, о зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ ранее учтенными объектами недвижимости, а также о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, права на которые возникли до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, орган местного самоуправления при наличии у него документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", направляет заявление о внесении в ЕГРН сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства по правилам, предусмотренным частями 5 - 9 статьи 69 Закона N 218-ФЗ (часть 4.1 статьи 42.6 Закона N 221-ФЗ).
После внесения в ЕГРН сведений об указанных в настоящем пункте Рекомендаций ранее учтенных объектах недвижимости уполномоченный орган проводит мероприятия, предусмотренные пунктами 1.4, 1.6 - 1.11 настоящих Рекомендаций (в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, с учетом раздела 2 настоящих Рекомендаций).
4. Особенности выявления правообладателей ранее
учтенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных
домах (далее - МКД)
4.1. Для организации работы по выявлению правообладателей помещений в МКД уполномоченному органу рекомендуется направлять в орган регистрации прав письмо о предоставлении перечня ранее учтенных помещений, расположенных МКД, права на которые в ЕГРН не зарегистрированы (далее - перечень помещений).
4.2. Орган регистрации прав осуществляет в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанного в пункте 4.1 настоящих Рекомендаций письма подготовку и направление в уполномоченный орган перечней помещений, расположенных в МКД, сведения о которых содержатся в ЕГРН (с указанием кадастрового номера, вида объекта недвижимости, адреса (местоположения, включая номер помещения), назначения, площади), но права на них не зарегистрированы, в том числе в целях выявления уполномоченным органом:
объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН;
объектов недвижимости, в отношении которых требуется осуществление государственной регистрации права.
4.3. Уполномоченные органы проводят анализ полученных перечней помещений.
4.4. В отношении помещений, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но права на них не зарегистрированы, орган местного самоуправления проводит анализ имеющихся документов на предмет наличия-отсутствия оснований для выявления правообладателей (принятия соответствующего решения).
4.5. В отношении жилых помещений, сведения о которых содержатся в ЕГРН, являющихся предметом договора безвозмездной передачи квартиры в собственность, подписанного и зарегистрированного до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, учитывая наличие на них ранее возникшего права физических лиц, уполномоченный орган проводит мероприятия по выявлению правообладателей, предусмотренные пунктами 1.4, 1.6 - 1.11 настоящих Рекомендаций.
4.6. В отношении не находящихся в частной собственности жилых помещений, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом N 218-ФЗ, переданных по договору безвозмездной передачи квартиры в собственность с момента (после) вступления в силу Закона N 122-ФЗ, при отсутствии государственной регистрации этого права, а также помещений, которые не были предоставлены гражданам в порядке приватизации, однако используются на условиях договора найма жилого помещения (гражданами), аренды (юридическими лицами) и соответствующая информация (документы) имеется в распоряжении уполномоченного органа, сведения о которых содержатся в ЕГРН и выявление правообладателей которых не может быть осуществлено в порядке статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ, уполномоченному органу рекомендуется:
подготовить документы, в том числе заявление (форма которого утверждена приказом N П-0310), для государственной регистрации права муниципальной собственности на них и представить такие документы на государственную регистрацию права в установленном Законом N 218-ФЗ порядке в орган регистрации прав;
организовать взаимодействие с гражданами, которым предоставлены такие помещения в порядке приватизации, по договорам найма (коммерческого), и юридическими лицами, которым помещения предоставлены по договорам аренды, заключенным на срок не менее года, в целях последующего представления документов в орган регистрации прав для государственной регистрации соответствующего права, ограничения права (если оно подлежит государственной регистрации).
4.7. В отношении выявленных помещений, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН (не включены в перечень), рекомендуется проводить анализ имеющихся в распоряжении уполномоченных органов и организаций, осуществляющих хранение архива технической документации, документов, в том числе на предмет наличия-отсутствия оснований для внесения в ЕГРН сведений о таких помещениях и выявленных их правообладателей в соответствии со статьей 69.1 Закона N 218-ФЗ.
4.8. В отношении жилых помещений, являющихся предметом договора безвозмездной передачи квартиры в собственность, подписанного и зарегистрированного до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, но сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, уполномоченному органу рекомендуется проводить мероприятия по выявлению правообладателей в соответствии с пунктами 1.4, 1.6 - 1.10, 1.12 настоящих Рекомендаций.
4.9. В отношении не находящихся в частной собственности ранее учтенных жилых помещений, не учтенных в ЕГРН, являющихся предметом заключенного после вступления в силу Закона N 122-ФЗ договора безвозмездной передачи квартиры в собственность, договора найма жилого помещения (гражданами), договора аренды (юридическими лицами), выявление правообладателей которых не может быть осуществлено в порядке статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ, уполномоченному органу рекомендуется подготовить документы, необходимые для осуществления их государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности на них, и представить такие документы в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке, а также организовать взаимодействие с гражданами и юридическими лицами в целях последующего представления документов в орган регистрации прав для государственной регистрации соответствующего права указанных лиц, ограничения права (если оно подлежит государственной регистрации).
5. Особенности выявления правообладателей ранее учтенных
объектов недвижимости в рамках проведения государственного
земельного надзора и муниципального земельного контроля
5.1. Должностным лицам Росреестра и органов муниципального земельного контроля при проведении мероприятий по государственному земельному надзору и муниципальному земельному контролю рекомендуется анализировать поступающую информацию в том числе на предмет возможности выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
5.2. Выявление ранее учтенных объектов недвижимости и их правообладателей осуществляется при:
подготовке к проведению и проведении административных обследований объектов земельных отношений, плановых и внеплановых проверок;
подготовке к рассмотрению и рассмотрении дел об административных правонарушениях в результате рассмотрения и анализа получаемой у органов государственной власти, органов местного самоуправления, архивных фондов, сведений, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, а также у правообладателей земельных участков и контролируемых лиц - информации об использовании земель.
5.3. Информация о выявленных в результате осуществления государственного земельного надзора (муниципального земельного контроля) ранее учтенных объектах недвижимости, их правообладателях, включая правообладателей объектов недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, с приложением копий подтверждающих документов направляется в уполномоченные органы, которыми проводятся на территории соответствующего муниципального образования (субъекта Российской Федерации) мероприятия по выявлению правообладателей в том числе в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона N 218-ФЗ.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ С ПЕРЕЧНЯМИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
С НЕДОСТАЮЩИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Общие положения
1. Рекомендации по работе с перечнями объектов недвижимости с недостающими характеристиками (далее - перечни) разработаны в целях проведения работ по наполнению Единого государственного реестра недвижимости сведениями о характеристиках объектов недвижимости, в том числе необходимых для определения их кадастровой стоимости.
2. Перечни формируются органом регистрации прав в отношении:
земельных участков, у которых в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) категория земель отсутствует, не установлена, установлена некорректно <1>;
--------------------------------
<1> Указываются объекты недвижимости, для которых в ЕГРН отсутствует сущностное значение характеристики (например, символ, слова "не установлено" и пр.).
земельных участков, у которых в ЕГРН вид разрешенного использования отсутствует, не установлен, установлен некорректно <1>;
зданий, помещений, сооружений, единых недвижимых комплексов, у которых в ЕГРН отсутствуют сведения о назначении <1>.
При этом по одним и тем же объектам могут отсутствовать или быть установленными некорректно сразу несколько характеристик.
Обработка перечня
3. Проведение анализа информации, содержащейся в перечне, включает в себя:
идентификацию объектов недвижимости, содержащихся в перечне;
анализ сведений о недостающих характеристиках.
Сбор информации о недостающих характеристиках
4. Мероприятия по сбору информации включают в себя:
анализ правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, имеющихся в распоряжении органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы), в том числе архивных, на предмет наличия сведений о характеристиках объектов недвижимости, содержащихся в перечне;
направление запросов в органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях получения необходимых сведений и документов (в том числе копий технических паспортов, правоустанавливающих документов и т.п.);
сопоставление содержащихся в перечне сведений:
с имеющейся в распоряжении уполномоченных органов архивной документацией;
документами, полученными от органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
5. В случае отсутствия сведений о категории земель, виде разрешенного использования земельных участков целесообразно принять во внимание следующее:
в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным;
согласно части 11 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель не указана в ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 данной статьи;
в соответствии с частью 12 статьи 14 Закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки - в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка;
согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации право самостоятельного выбора основного и вспомогательного вида использования закреплено за правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать цели предоставления такого земельного участка, указанной в документе о правах на данный земельный участок, а при отсутствии в данном документе указания на такую цель вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать назначению расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества (при наличии).
Направление результатов
6. Результатом мероприятий, указанных в пунктах 4 - 5 настоящих рекомендаций, является:
издание распорядительного акта органа власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к категории земель, установлении вида разрешенного использования в соответствии с требованиями действующего законодательства;
направление в орган регистрации прав:
документов имеющихся в распоряжении органов государственной власти субъекта Российской Федерации, для внесения сведений о характеристиках объектов недвижимости в ЕГРН;
документов, предоставленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации;
сведений (документов) в порядке, установленном статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ПОЛУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ДАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ И СВЕДЕНИЙ ЕДИНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ
КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Материалы и данные федерального фонда пространственных данных (далее - ФФПД) и сведений единой электронной картографической основы (далее - ЕЭКО) предоставляются потребителям организацией-фондодержателем ФФПД - ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", которое также является оператором сведений ЕЭКО.
Порядок предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в ФФПД, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 N 262 "Об утверждении правил предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе правил подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов".
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 431-ФЗ) предоставление пространственных данных и материалов ФФПД осуществляется за плату.
В соответствии с пунктом 10 Правил определения размера платы за предоставление пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2017 N 299, в случае предоставления пространственных данных и материалов органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления стоимость базовой расчетной единицы равна нулю (т.е. плата не взимается), к стоимости услуг по предоставлению пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, применяется коэффициент 0,3.
Плата за оказание услуг по предоставлению пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, установлена приказом Минэкономразвития России от 25.05.2017 N 248 "Об установлении размера платы за оказание услуг по предоставлению пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, и стоимости базовой расчетной единицы при предоставлении пространственных данных и материалов, содержащихся в федеральном и ведомственных фондах пространственных данных, а также в фонде пространственных данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны".
Правила предоставления заинтересованным лицам сведений ЕЭКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 N 1370 (далее - Правила предоставления сведений ЕЭКО).
Сведения ЕЭКО предоставляются заявителям на основании заявления в виде:
а) ортофотопланов и (или) ортофотокарт;
б) государственных цифровых топографических карт открытого пользования и (или) государственных цифровых топографических планов открытого пользования;
в) общегеографической карты масштаба 1:2500000;
г) пространственных данных, содержащихся в государственных цифровых топографических картах открытого пользования и цифровых топографических планах открытого пользования, сгруппированных по определенной теме.
Сведения ЕЭКО предоставляются только в электронном виде.
В целях автоматизации процесса предоставления сведений ЕЭКО потребителям Законом N 431-ФЗ предусмотрено создание государственной информационной системы ведения ЕЭКО (далее - ГИС ЕЭКО), завершение работ по созданию ГИС ЕЭКО запланировано в конце 2020 года.
При этом до завершения создания ГИС ЕЭКО с учетом части 6 статьи 32 Закона N 431-ФЗ предоставление сведений ЕЭКО осуществляется организацией-фондодержателем ФФПД - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" (далее - ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД") с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", иных технических средств связи.
В соответствии с пунктом 9 Правил определения размера платы за использование сведений ЕЭКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 N 1371, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления сведения ЕЭКО предоставляются на безвозмездной основе.
Для получения пространственных данных и материалов ФФПД или сведений ЕЭКО необходимо обратиться в ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" (125413, г. Москва, ул. Онежская, дом 26, тел. 8 (495) 456-91-27) с заявлением, оформленным в соответствии с Порядком предоставления пространственных данных и материалов, или с заявлением, оформленным в соответствии с Правилами предоставления сведений ЕЭКО.
На официальном сайте ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" по электронному адресу https://order.cgkipd.ru размещен сервис автоматизированного поиска пространственных данных и материалов, находящихся в ФФПД, а также сформирована база метаданных на материалы и данные ФФПД, которая размещена по электронному адресу https://cgkipd.ru.
В рамках реализации выдачи информации о пунктах государственной геодезической сети в местной системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении территории кадастрового округа (МСК-субъекта), по электронному адресу https://cgkipd.ru-fsdf-ggs-interaktivnie-karti-o-ggs- размещена информация о включенных в ФФПД таких пространственных данных.
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.