Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
14-06099-ГЕ/19
24.06.19
О направлении письма Минэкономразвития России от 26.03.2019 N ОГ-Д23-2744 (вместе с Письмом Минэкономразвития России от 26.03.2019 N ОГ-Д23-2744 О рассмотрении обращения)
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 24 июня 2019 г. N 14-06099-ГЕ-19
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 26.03.2019 N ОГ-Д23-2744 по вопросам:
применения пункта 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче нотариусом заявлений о государственной регистрации прав физических лиц;
возврата без рассмотрения документов, поданных нотариусом на государственную регистрацию прав, при наличии в Едином государственном реестре недвижимости записи о заявлении о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия правообладателя (его законного представителя);
возможности самостоятельного обращения стороны (либо одной из сторон) нотариально удостоверенной сделки в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (и прилагаемыми к нему документами) независимо от наличия либо отсутствия в нотариально удостоверенном договоре условия о представлении таких заявления и документов нотариусом, удостоверившим сделку.
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 марта 2019 г. N ОГ-Д23-2744
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем по существу обращения полагаем возможным отметить следующее.
1. В соответствии с пунктом 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) размеры государственной пошлины, установленные главой 25.3 НК, за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА).
Вопрос о применении положений пункта 4 статьи 333.35 НК при подаче нотариусом заявлений о государственной регистрации прав физических лиц должен решаться в зависимости от того, каким способом такое заявление в электронном виде направляется в орган регистрации прав - с использованием указанного в данной норме портала, интегрированного с ЕСИА, или нет.
В случае представления нотариусом в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права физического лица и прилагаемых к нему документов посредством порталов, указанных в пункте 4 статьи 333.35 НК, интегрированных с ЕСИА, по мнению Департамента недвижимости при расчете государственной пошлины должен применяться коэффициент 0,7.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 34.2 НК письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Министерство финансов Российской Федерации.
2. Согласно статье 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 г. N 883:
в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - по почте). При этом подлинность подписи заявителя на заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если оно будет представлено в форме документа на бумажном носителе по почте;
в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта Росреестра с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 55 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы) после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
Полагаем, что при наличии в ЕГРН записи о заявлении о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия правообладателя (его законного представителя) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав может быть представлено именно правообладателем, его законным представителем (в частности, опекуном) любым из указанных в статье 18 Закона N 218-ФЗ способом, в том числе в электронной форме.
В указанном в обращении случае, по мнению Департамента недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав подлежит возврату без рассмотрения, если оно представлено нотариусом, удостоверившим правоустанавливающий документ.
3. В соответствии с пунктом 55 Основ после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
В случае возникшей по причинам, за которые нотариус не отвечает, невозможности представить заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в электронной форме нотариус обязан представить их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
Перечень не зависящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление заявления о государственной регистрации прав прилагаемых к нему документов в орган регистрации прав в электронной форме в соответствии с Основами является невозможным, устанавливается федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В силу пункта 5 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки.
Учитывая изложенное, вне зависимости от наличия либо отсутствия в нотариально удостоверенном договоре (в том числе в договоре купли-продажи квартиры) условия о направлении заявления и документов о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав нотариусом, удостоверившим такой договор, стороны (либо одна из сторон) указанной сделки вправе самостоятельно обратиться в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и прилагаемыми к нему документами в отношении указанного в них объекта недвижимости на основании такой сделки.
Дополнительно сообщаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
Э.У.ГАЛИШИН
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.