Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
14-12213-ГЕ/19
13.12.19
Об установлении и внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте и зонах с особыми условиями использования территорий (вместе с Письмом Минэкономразвития России от 03.09.2019 N Д23и-30058 О рассмотрении обращения)
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 13 декабря 2019 г. N 14-12213-ГЕ-19
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 03.09.2019 N Д23и-30058 по вопросам, касающимся установления и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте и зонах с особыми условиями использования территорий.
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 сентября 2019 г. N Д23и-30058
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент недвижимости Минэкономразвития рассмотрел обращение, касающееся установления публичного сервитута и зон с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ), и в части установленной компетенции сообщает.
По вопросу 1.
3 августа 2018 г. был принят Федеральный закон N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ). При этом до вступления в силу Закона N 341-ФЗ действовала редакция статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 10 которой предусматривалось, что порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В соответствии с указанной ранее действовавшей нормой был издан приказ Минтранса России от 17 октября 2012 г. N 373 "Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута".
Вместе с тем, Законом N 341-ФЗ введен новый подход к внесению сведений о публичных сервитутах в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и общий порядок их установления, которые содержатся в статье 23 и главе V.7 ЗК РФ. Указанный порядок не предполагает образования земельных участков (частей земельных участков), постановки их на государственный кадастровый учет и регистрации прав на них.
При этом в соответствии с пунктом 19 действующей редакции статьи 23 ЗК РФ Закона N 257-ФЗ устанавливаются особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог.
Однако, в данном случае особенности установлены не законом, а нормативным правовым актом, принятым в его исполнение, который должен учитывать и положения Закона N 341-ФЗ. До настоящего времени соответствующие изменения в Закон N 257-ФЗ и нормативно-правовые акты, принятые во исполнение Закона N 257-ФЗ, не внесены.
В соответствии с пунктами 1, 5.2.53.27 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, и самостоятельно принимает порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения.
На основании изложенного описание публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, определяется главой V.7 ЗК РФ.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.41 ЗК РФ к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, установлены приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. N 541 в соответствии с пунктом 7 статьи 39.41 ЗК РФ (далее - Требования).
Согласно пункту 10 Требований схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До размещения XML-схемы на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута могут быть использованы XML-схемы, применяемые для формирования документов, содержащих сведения о ЗОУИТ, утвержденные приказом Росреестра от 15 сентября 2016 г. N П-0465 (далее - Приказ) (Приложение N 1 к Приказу, XML-схема ZoneToGKN_v05 и Приложение N 4 к Приказу, XML-схема TerritoryToGKN_v01); при этом в элементе "Содержание ограничений" (ContentRestrictions) реквизита "Зона с особыми условиями использования территорий, территория объекта культурного наследия" (SpecialZone) XML-схемы ZoneToGKN_v05 следует отображать слова: "публичный сервитут" и информацию о цели установления публичного сервитута и его сроке.
В соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 39.43 ЗК РФ границы публичного сервитута утверждаются решением об установлении публичного сервитута, сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута; публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.
Согласно статье 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений об установлении или прекращении публичных сервитутов. При этом в соответствии с частью 15.1 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.
Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1) статьи 32 Закона N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532.
По вопросу 2.
В соответствии со статьей 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
В силу части 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения Правительством Российской Федерации положения о ЗОУИТ соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ для ЗОУИТ соответствующего вида.
В силу пункта 10 статьи 106 ЗК РФ обязательным приложением к решению об установлении ЗОУИТ, а также к решению об изменении ЗОУИТ, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Форма графического описания местоположения границ ЗОУИТ, требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. N 650.
При этом в силу пункта 11 статьи 106 ЗК РФ подготовка указанных сведений обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие ЗОУИТ, иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления ЗОУИТ в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления ЗОУИТ по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ ЗОУИТ, возникающей в силу федерального закона.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.