Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
14-17453/14
17.12.14
О рассмотрении обращения
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2014 г. N 14-17453-14
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение от 05.11.2014, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре):
государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости);
при этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 3 статьи 45 Закона о кадастре установлено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы ГКН при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре).
Согласно пункту 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), решение о внесении сведений в ГКН о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:
свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
выписки из похозяйственной книги, форма которой утверждена приказом Росреестра от 07.03.2012 N П-103 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок";
договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Учитывая изложенное, для того, чтобы объект недвижимости, в том числе земельный участок, считался ранее учтенным, необходимо наличие одного из двух следующих условий:
его государственный кадастровый учет, государственный учет, в том числе технический учет должен быть осуществлен до вступления в силу Закона о кадастре (то есть до 01.03.2008);
права на такой объект должны быть зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации.
Исходя из определения понятия ранее учтенных объектов недвижимости, установленном в части 1 статьи 45 Закона о кадастре, иные объекты недвижимости не могут считаться ранее учтенными объектами недвижимости.
Однако в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права, помимо прочего, возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона (то есть до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как предусмотрено пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации земельный участок (земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества) является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (пункт 2 статьи 25.2 Закона о регистрации).
Пунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации установлено, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Следует отметить, что до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" указанный вопрос решался в соответствии с частью 11 статьи 45 Закона о кадастре, которая с 01.10.2013 признана утратившей силу.
В настоящее время проблема внесения в ГКН сведений о земельных участках, права на которые подтверждаются актами органов местного самоуправления, органов государственной власти или выписками из похозяйственных книг, как о ранее учтенных объектах, решается только путем применения пункта 21 Порядка, содержащего перечень вышеприведенных документов, на основании которых можно внести сведения о ранее учтенном земельном участке в ГКН. Этот перечень включает в себя акты о предоставлении земельных участков и выписки из похозяйственных книг.
В этой связи необходимо отметить следующее.
Земельный Кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30.10.1922 (далее - ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований. В указанных целях в земельную регистрацию подлежали включению следующие сведения о каждом земельном участке:
о местоположении и названии земельного участка, о количестве земли в нем и всей вообще и по отдельным угодьям, о важнейших постройках и хозяйственных обзаведениях;
о наименовании землепользователей и об основаниях, по которым землепользователям предоставлены участки;
сведения об особых полномочиях и повинностях, связанных с использованием участка;
другие сведения, включение которых в регистрацию будет предусмотрено последующими распоряжениями.
Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:
общая волостная карта землепользований;
карты отдельных селений;
общий волостной реестр (список) землепользований;
реестры усадебных участков всех селений волости;
реестр земельных обществ волости.
В соответствии со статьей 204 ЗК РСФСР 1922 г. регистрация землепользований, не требовавших землеустройства, сопровождалась определением их размера, состава и границ и с укреплением последних, в случае надобности, межевыми знаками, для чего на места командировались землемеры-землеустроители; при этом положение границы определялось землемером-землеустроителем, с вызовом сторон, по бесспорному фактическому пользованию, а при его отсутствии - по соглашению смежных землепользователей, в спорных же случаях - на основании документов.
Постановлением Совмина СССР от 31.12.1954 N 2529 "О едином государственном учете земельного фонда СССР" с 1955 года вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользовании.
Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 01.07.1970, предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, содержащего совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель; государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Постановлением Совмина СССР от 10.06.1977 N 501 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 года государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:
земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;
государственная земельнокадастровая книга района (города);
государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;
государственный земельный кадастр СССР.
Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в связи с чем представляется, что действующая редакция части 1 статьи 45 Закона о кадастре не препятствует внесению в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках, права на которые подтверждаются только актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или выпиской из похозяйственной книги, так как в отношении таких земельных участков ранее также осуществлялся государственный (кадастровый) учет.
Исходя из вышеизложенного, при наличии документов на земельный участок, предусмотренных пунктом 21 Порядка, права на который не зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации, но государственный (кадастровый) учет такого земельного участка был осуществлен в соответствии с ранее действовавшим законодательством (до вступления в силу Закона о кадастре), такой земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости.
И.о. заместителя начальника
Управления методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Р.Н.МАЗУКАБЗОВА
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.