Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
14-3042-ТГ/24
04.04.24
О направлении информации для сведения и учета в работе (вместе с Письмом Росреестра от 14.11.2023 N 11-10526-АБ/23 О рассмотрении обращения, Письмом Минприроды России от 10.11.2023 N 04-16-42/43129 О рассмотрении обращения)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 4 апреля 2024 г. N 14-3042-ТГ-24
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и учета в работе копию письма Росреестра от 14.11.2023 N 11-10526-АБ-23 с приложенным к нему письмом Минприроды России от 10.11.2023 N 04-16-42-43129 по вопросу применения установленных частью 6 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" запретов на передачу арендованного лесного участка и земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в субаренду.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) территориальных органов Росреестра, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя необходимо обеспечить доведение соответствующей информации до сведения государственных регистраторов прав.
Т.А.ГРОМОВА
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2023 г. N 11-10526-АБ-23
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрела обращение относительно применения установленных частью 6 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) запретов на передачу арендованного лесного участка и земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в субаренду и в дополнение к ранее направленному письму от 12 октября 2023 г. N 11-02466-23 сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Минприроды России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
Учитывая изложенное, позиция Минприроды России по данному прилагается.
В отношении запрета, установленного пунктом 9 статьи 9 Закона N 101-ФЗ, сообщаем.
По мнению Росреестра, в случае если договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения заключен до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не содержит положения, прямо запрещающие возможность передачи арендатором земельного участка прав и обязанностей по договору аренды (в случае если срок договора аренды менее 5 лет), то ограничения, указанные в пункте 9 статьи 9 Закона N 101-ФЗ не применяются, что подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2018 г. N 308-ЭС18-7782).
А.И.БУТОВЕЦКИЙ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 2023 г. N 04-16-42-43129
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Минприроды России в соответствии с письмом Росреестра от 12.10.2023 N 11-9420-АБ-23 в рамках компетенции рассмотрело подготовленный проект ответа в Управление Росреестра по Иркутской области по вопросу применения установленных частью 6 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" запретов на передачу арендованного лесного участка и земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в субаренду и сообщает.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса арендатор вправе, с согласия арендодателя, сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено Гражданским кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 448 Гражданского кодекса, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Лесное законодательство устанавливает особенности в части запрета в отдельных случаях сдачи арендованного лесного участка в субаренду и передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) (далее также - запрет на субаренду и перенаем).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе:
1) сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду;
2) передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем);
3) отдавать арендные права в залог;
4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Минприроды России обращает внимание, что в положения Лесного кодекса о запрете на субаренду и перенаем неоднократно вносились изменения, в том числе Федеральным законом от 29.12.2017 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков" (далее - Федеральный закон N 471-ФЗ), Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2022 N 600-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 600-ФЗ).
При этом считаем необходимым при рассмотрении вопроса о возможности сдачи арендованного лесного участка в субаренду и передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) руководствоваться позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), согласно которой к отношениям по уступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка подлежат применению правила Лесного кодекса, действовавшие в момент заключения договора аренды.
Федеральным законом N 471-ФЗ был установлен запрет на субаренду и перенаем для победителей конкурсов или единственных участников конкурсов, с которыми был заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 10 статьи 80.2 Лесного кодекса. Данный запрет вступил в силу с 09.01.2018 и действовал в отношении договоров, заключенных после 09.01.2018.
Федеральным законом N 3-ФЗ был установлен запрет на субаренду и перенаем для победителей торгов или единственных участников торгов, с которыми заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Данный запрет вступил в силу с 04.02.2021 и действовал в отношении договоров, заключенных после 04.02.2021.
В результате принятия Федерального закона N 600-ФЗ часть 6 статьи 71 Лесного кодекса изложена в новой редакции, согласно которой запрет на субаренду и перенаем установлен только в отношении граждан, юридических лиц, которым лесные участки предоставлены в аренду в целях заготовки древесины. Данное положение вступило в силу с 29.12.2022 действует в отношении договоров, заключенных после 29.12.2022.
Таким образом, арендаторы, заключившие договоры аренды лесных участков до вступления в силу Федерального закона N 3-ФЗ, имеют право сдавать арендованный лесной участок в субаренду и передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) при условии соблюдения ограничений и запретов, установленных, в частности, Федеральным законом N 471-ФЗ (арендатор не должен был являться победителем конкурса или единственным участником конкурса, с которыми был заключен договор аренды лесного участка), Федеральным законом N 201-ФЗ (должен быть осуществлен государственный кадастровый учет лесных участков, договор аренды участка лесного фонда должен быть приведен в соответствие с Лесным кодексом).
При этом Минприроды России обращает внимание, что Типовыми договорами аренды лесных участков, утвержденными приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542, предусмотрена обязанность арендатора согласовывать с арендодателем в письменной форме совершение действий, предусмотренных статьей 5 Федерального закона N 201-ФЗ, в том числе таких действий, как сдача арендованного лесного участка в субаренду и передача прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем).
В отношении заключенных после 29.12.2022 договоров аренды лесных участков для всех видов использования лесов, за исключением заготовки древесины, допускается сдача арендованного лесного участка в субаренду и передача прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) при условии соблюдения требований лесного законодательства, в частности, требований по постановке лесного участка на государственный кадастровый учет и по согласованию таких действий с арендодателем.
В связи с изложенным, предлагается учесть позицию Минприроды России при подготовке и направлении ответа в Управление Росреестра по Иркутской области.
Заместитель Министра
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
С.М.АНОПРИЕНКО
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.