• 8 800 350 2014
  • +7 8452 75-30-76
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Поиск по законодательству

Письмо Росреестра от 04.04.2024 N 14-3042-ТГ/24 О направлении информации для сведения и учета в работе (вместе с Письмом Росреестра от 14.11.2023 N 11-10526-АБ/23 О рассмотрении обращения, Письмом Минприроды России от 10.11.2023 N 04-16-42/43129 О рассмотрении обращения)

Письмо
Росреестр
Номер документа

14-3042-ТГ/24

04.04.24

О направлении информации для сведения и учета в работе (вместе с Письмом Росреестра от 14.11.2023 N 11-10526-АБ/23 О рассмотрении обращения, Письмом Минприроды России от 10.11.2023 N 04-16-42/43129 О рассмотрении обращения)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 4 апреля 2024 г. N 14-3042-ТГ-24

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и учета в работе копию письма Росреестра от 14.11.2023 N 11-10526-АБ-23 с приложенным к нему письмом Минприроды России от 10.11.2023 N 04-16-42-43129 по вопросу применения установленных частью 6 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" запретов на передачу арендованного лесного участка и земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в субаренду.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) территориальных органов Росреестра, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя необходимо обеспечить доведение соответствующей информации до сведения государственных регистраторов прав.

Т.А.ГРОМОВА

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 14 ноября 2023 г. N 11-10526-АБ-23

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрела обращение относительно применения установленных частью 6 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) запретов на передачу арендованного лесного участка и земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в субаренду и в дополнение к ранее направленному письму от 12 октября 2023 г. N 11-02466-23 сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Минприроды России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.

Учитывая изложенное, позиция Минприроды России по данному прилагается.

В отношении запрета, установленного пунктом 9 статьи 9 Закона N 101-ФЗ, сообщаем.

По мнению Росреестра, в случае если договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения заключен до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не содержит положения, прямо запрещающие возможность передачи арендатором земельного участка прав и обязанностей по договору аренды (в случае если срок договора аренды менее 5 лет), то ограничения, указанные в пункте 9 статьи 9 Закона N 101-ФЗ не применяются, что подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2018 г. N 308-ЭС18-7782).

А.И.БУТОВЕЦКИЙ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 ноября 2023 г. N 04-16-42-43129

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Минприроды России в соответствии с письмом Росреестра от 12.10.2023 N 11-9420-АБ-23 в рамках компетенции рассмотрело подготовленный проект ответа в Управление Росреестра по Иркутской области по вопросу применения установленных частью 6 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" запретов на передачу арендованного лесного участка и земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в субаренду и сообщает.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса арендатор вправе, с согласия арендодателя, сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено Гражданским кодексом, другим законом или иными правовыми актами.

Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 448 Гражданского кодекса, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.

Лесное законодательство устанавливает особенности в части запрета в отдельных случаях сдачи арендованного лесного участка в субаренду и передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) (далее также - запрет на субаренду и перенаем).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе:

1) сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Минприроды России обращает внимание, что в положения Лесного кодекса о запрете на субаренду и перенаем неоднократно вносились изменения, в том числе Федеральным законом от 29.12.2017 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков" (далее - Федеральный закон N 471-ФЗ), Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2022 N 600-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 600-ФЗ).

При этом считаем необходимым при рассмотрении вопроса о возможности сдачи арендованного лесного участка в субаренду и передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) руководствоваться позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), согласно которой к отношениям по уступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка подлежат применению правила Лесного кодекса, действовавшие в момент заключения договора аренды.

Федеральным законом N 471-ФЗ был установлен запрет на субаренду и перенаем для победителей конкурсов или единственных участников конкурсов, с которыми был заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 10 статьи 80.2 Лесного кодекса. Данный запрет вступил в силу с 09.01.2018 и действовал в отношении договоров, заключенных после 09.01.2018.

Федеральным законом N 3-ФЗ был установлен запрет на субаренду и перенаем для победителей торгов или единственных участников торгов, с которыми заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Данный запрет вступил в силу с 04.02.2021 и действовал в отношении договоров, заключенных после 04.02.2021.

В результате принятия Федерального закона N 600-ФЗ часть 6 статьи 71 Лесного кодекса изложена в новой редакции, согласно которой запрет на субаренду и перенаем установлен только в отношении граждан, юридических лиц, которым лесные участки предоставлены в аренду в целях заготовки древесины. Данное положение вступило в силу с 29.12.2022 действует в отношении договоров, заключенных после 29.12.2022.

Таким образом, арендаторы, заключившие договоры аренды лесных участков до вступления в силу Федерального закона N 3-ФЗ, имеют право сдавать арендованный лесной участок в субаренду и передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) при условии соблюдения ограничений и запретов, установленных, в частности, Федеральным законом N 471-ФЗ (арендатор не должен был являться победителем конкурса или единственным участником конкурса, с которыми был заключен договор аренды лесного участка), Федеральным законом N 201-ФЗ (должен быть осуществлен государственный кадастровый учет лесных участков, договор аренды участка лесного фонда должен быть приведен в соответствие с Лесным кодексом).

При этом Минприроды России обращает внимание, что Типовыми договорами аренды лесных участков, утвержденными приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542, предусмотрена обязанность арендатора согласовывать с арендодателем в письменной форме совершение действий, предусмотренных статьей 5 Федерального закона N 201-ФЗ, в том числе таких действий, как сдача арендованного лесного участка в субаренду и передача прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем).

В отношении заключенных после 29.12.2022 договоров аренды лесных участков для всех видов использования лесов, за исключением заготовки древесины, допускается сдача арендованного лесного участка в субаренду и передача прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) при условии соблюдения требований лесного законодательства, в частности, требований по постановке лесного участка на государственный кадастровый учет и по согласованию таких действий с арендодателем.

В связи с изложенным, предлагается учесть позицию Минприроды России при подготовке и направлении ответа в Управление Росреестра по Иркутской области.

Заместитель Министра
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
С.М.АНОПРИЕНКО

regulation (4) xml (15) Аварийное жилье (1) Административное наказание (18) Адрес правообладателя (16) Адреса-ГАР-ФИАС (9) Акт обследования (9) Акт согласования (10) Апелляционная комиссия (89) Арест (4) Бесхозяйные (6) Блог (9) Блокированные (23) БПЛА (7) Вебинар (27) Верховный Суд РФ Обзор судебной практики (8) Вид разрешенного использования (56) Временные-архивные (23) Выдел доли (13) Гаражная амнистия (29) ГГС (61) ГИС ЖКХ (1) ГПЗУ (2) ГФДЗ (23) Дальневосточный гектар (3) Дачная амнистия (27) Декларация (11) Дисквалификация (2) Добросовестный приобретатель (1) Долевое строительство (8) Доли (7) () ЕЭКО (7) Заведомо ложные (3) Земельный контроль (14) Земельный спор (6) Землеустройство (6) Земля для стройки (11) ЗОУИТ (53) ИЖС (25) Изъятие (5) Ипотека (27) Кадастровая стоимость (32) Кадастровый инженер (24) Кадастровый учет (19) Картографические материалы (6) ККР (73) Конституционный Суд РФ Обзор (17) Красные линии (1) Лесная амнистия (12) Линейные (25) Лицензирование (31) Личное подсобное хозяйство (3) ЛК КИ (23) ЛК правообладателя (2) Материнский капитал (1) Машино-место (27) Межевание (10) Межевой план (41) Многоквартирный дом (50) Мое жилье (1) МФЦ (8) Налоги (7) Народная СРО (150) Наследство (2) Национальное объединение СРО КИ (33) Нотариат (6) Образование ЗУ (15) Образование КИ (5) Общее имущество (3) ОКС (12) Оформление прав (53) Ошибка в ЕГРН (92) Параметры ОКС (4) Перепланировка (25) Перераспределение (4) Персональные данные (4) ПЗЗ (4) ППК Роскадастр (54) Правонарушение (239) Приватизация (4) Приостановления-отказы (49) Проект межевания (5) Рабочие группы (40) Разрешение на строительство (17) Ранее учтенные (27) Реестр границ (10) Реестр регистраторов (1) Рейтинг (9) Рейтинг КИ (18) Рейтинг ТУ РР (53) Реконструкция (2) Росреестр (114) Самовольная постройка (9) Сведения ЕГРН (94) Сведения о фактах (15) Сервисы Росреестра (149) Сервитут (22) СЗЗ (8) Системы координат (18) СНТ (12) Снятие с учета (8) Согласование границ (32) Сооружение (3) СРО КИ (64) Стажировка (1) Стандарты (11) Стоимость работ (13) Стоп коррупция (22) Схема расположения (13) Счетная палата (1) Территориальные зоны (20) Технический план (51) Типовой договор (8) Типовые ошибки (116) Требования к точности (15) Уточнение границ (37) ФГИС ЕГРН (40) ФКГФ (2) ФППД (1) Хозпостройки (7) () Экзамен КИ (13) Экспертиза (5) Электронная подпись (8) ()

Рубрикатор

ПОДПИСКА

АКТУАЛЬНО