• 8 800 350 2014
  • +7 8452 75-30-76
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Поиск по законодательству

Письмо Росреестра от 03.11.2015 N 14-исх/15705-ГЕ/15 О рассмотрении обращения (вместе с Письмами Росреестра от 10.09.2015 N 14-08924/15, от 23.07.2015 N 14-07532/15)

Письмо
Росреестр
Номер документа

14-исх/15705-ГЕ/15

03.11.15

О рассмотрении обращения (вместе с Письмами Росреестра от 10.09.2015 N 14-08924/15, от 23.07.2015 N 14-07532/15)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 3 ноября 2015 г. N 14-исх-15705-ГЕ-15

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает.

Позиция Росреестра по вопросу, связанному с применением положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 250 "Об утверждении требований к составлению и выдаче заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, и к выдаче заявителям на основании информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем" в части возможности удостоверения документов, подготовленных для выдачи заявителям на бумажном носителе сотрудниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по итогам осуществления органами в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости полномочий в установленной сфере, ранее направлялась, в том числе письмами от 13.05.2015 N 02-исх-06811-АК-15, от 05.10.2015 N 14-исх-14331-ГЕ-15.

Кроме того, аналогичная позиция направлена (письмо от 23.07.2015 N 14-07532-15; копия прилагается).

Относительно рассматриваемого в обращении второго способа предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости, направлено письмо от 10.09.2015 N 14-08924-15 (копия прилагается).

При этом необходимо отметить, что оба описанных в обращении способа предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости, предусматривают на первом этапе направление запроса в электронном виде непосредственно в Росреестр, а затем выдачу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг подготовленного по результатам рассмотрения запроса органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (органом кадастрового учета), документа в бумажной форме.

Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в государственном кадастре недвижимости, в электронном виде представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (орган кадастрового учета), путем заполнения заявителем формы такого запроса, размещенной на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180 (далее - Порядок ЕГРП), в случае представления запроса о правах на объект недвижимости (общедоступных сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости), о переходе прав на объект недвижимости, о содержании правоустанавливающего документа в отношении объекта недвижимости, а также о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости, о выдаче копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенных в простой письменной форме, копий правоустанавливающих и (или) копий иных документов, помещенных в дела правоустанавливающих документов, в электронной форме, такой запрос представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по месту нахождения объекта недвижимости, а если таким объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс или объект недвижимости, расположенный на территории более одного регистрационного округа (линейное сооружение), - в Росреестр.

В силу пункта 7 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 (далее - Порядок ГКН), в случае представления запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в электронной форме, а также запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в виде бумажной копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, такой запрос представляется в орган кадастрового учета по месту нахождения объекта недвижимости или территории, в отношении которых представляется такой запрос.

Соответственно, процедура обработки представленного заявителем в электронной форме запроса организована таким образом, что такой запрос автоматически "маршрутизируется" (если это не запрос о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества, о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (орган кадастрового учета), по месту нахождения объекта недвижимости (заявитель в данной ситуации не выбирает по своему усмотрению орган, в который должен быть направлен на рассмотрение запрос и от которого, соответственно, должен быть получен ответ).

В свою очередь, пунктом 2 Порядка ЕГРП предусмотрено, что запрос может быть представлен заявителем в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном Правительством Российской Федерации порядке заключено соглашение о взаимодействии. Аналогичное положение закреплено в пункте 2 Порядка ГКН.

Предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, заключенного между многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, действующим в соответствующем субъекте Российской Федерации, и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность в данном субъекте Российской Федерации.

Кроме того, относительно указанного в обращении обоснования внесения предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации (необходимость представления бумажных документов судам, кредитным организациям) отмечаем, что в настоящее время в соответствии с федеральными законами от 13.07.2015 N 259-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29.12.2014 N 486-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости":

если для осуществления банковских операций и других сделок кредитной организации, осуществления страхования необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, кредитные организации, страховые организации запрашивают и получают в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, в органе кадастрового учета сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, только в электронной форме посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", или иных технических средств связи;

для совершения нотариального действия нотариус в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", запрашивает и получает в установленные указанными федеральными законами сроки в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, или подведомственном ему государственном бюджетном учреждении, наделенном соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости;

судам, правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, по их запросам предоставляются в форме документов на бумажном носителе или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо иных технических средств связи, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, копии правоустанавливающих документов и (или) копии иных документов, помещенных в дела правоустанавливающих документов;

судам, правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, по их запросам предоставляются в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иных технических средств связи, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, копии документов, помещенных в кадастровые дела.

Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 10 сентября 2015 г. N 14-08924-15

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает.

Согласно пункту 5 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 (далее - Порядок ГКН), сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются заявителю в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональном центре только в случае представления запроса в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым органом кадастрового учета в установленном Правительством Российской Федерации порядке заключено соглашение о взаимодействии.

Аналогичное положение закреплено в пункте 5 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180 (далее - Порядок ЕГРП).

Связано такое регулирование со следующим.

Целью создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и наделения их полномочиями по приему запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, и выдаче (направлению) документов по результатам их рассмотрения являлось повышение качества оказания соответствующих государственных услуг Росреестра за счет увеличения количества офисов приема документов для оказания данных услуг и сокращения таким образом очередей для заявителей, обращающихся за получением государственной услуги лично.

Возможность представить запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в государственном кадастре недвижимости, в электронном виде также направлена на повышение качества оказания соответствующих государственных услуг Росреестра, в том числе посредством сокращения очередей, но приоритетным в данном случае является переориентирование (стимулирование) заявителя на получение государственных услуг именно в электронном виде, сокращение бумажного документооборота.

Соответствующие цели (минимизация бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям, создание технологий, препятствующих увеличению затрат потребителей государственных услуг) закреплены в плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 2236-р.

Кроме того, установленные приказами Минэкономразвития России от 16.12.2010 N 650 и от 30.07.2010 N 343 размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в форме электронных документов ниже, чем за предоставление указанных сведений в форме документов на бумажных носителях.

Соответственно, совмещение возможности подачи запроса в электронном виде и получения результата его рассмотрения в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг в виде бумажного документа не решает задачу перехода на оказание государственных услуг в электронном виде, без необходимости личного посещения органа, оказывающего государственную услугу, сокращения бумажного документооборота и затрат потребителей государственных услуг.

Кроме того, запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в государственном кадастре недвижимости, в электронном виде представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, (орган кадастрового учета) путем заполнения заявителем формы такого запроса, размещенной на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 7 Порядка ЕГРП в случае представления запроса о правах на объект недвижимости (общедоступных сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости), о переходе прав на объект недвижимости, о содержании правоустанавливающего документа в отношении объекта недвижимости, а также о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости, о выдаче копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенных в простой письменной форме, копий правоустанавливающих и (или) копий иных документов, помещенных в дела правоустанавливающих документов, в электронной форме, такой запрос представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по месту нахождения объекта недвижимости, а если таким объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс или объект недвижимости, расположенный на территории более одного регистрационного округа (линейное сооружение), - в Росреестр.

В силу пункта 7 Порядка ГКН в случае представления запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в электронной форме, а также запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в виде бумажной копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, такой запрос представляется в орган кадастрового учета по месту нахождения объекта недвижимости или территории, в отношении которых представляется такой запрос.

Соответственно, процедура обработки представленного заявителем в электронной форме запроса организована таким образом, что такой запрос автоматически "маршрутизируется" (если это не запрос о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества, о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (орган кадастрового учета), по месту нахождения объекта недвижимости (заявитель в данной ситуации не выбирает (не указывает в запросе) самостоятельно орган, в который должен быть направлен на рассмотрение запрос и от которого, соответственно, должен быть получен ответ).

В свою очередь, пунктом 2 Порядка ЕГРП предусмотрено, что запрос может быть представлен заявителем в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном Правительством Российской Федерации порядке заключено соглашение о взаимодействии. Аналогичное положение закреплено в пункте 2 Порядка ГКН.

Предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании соглашений о взаимодействии, заключенных между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов (при отсутствии территориальных органов или в случае отсутствия у территориальных органов полномочий на заключение соглашений - федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда).

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 23 июля 2015 г. N 14-07532-15

В Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрено обращение, в связи с чем сообщаем.

1. Принимая во внимание, что Росреестр не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять в том числе методическое обеспечение и мониторинг деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), по первому вопросу обращения отмечаем.

По вопросу, связанному с применением положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 250 "Об утверждении требований к составлению и выдаче заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, и к выдаче заявителям на основании информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем" (далее - Постановление N 250) в части возможности удостоверения документов, подготовленных для выдачи заявителям на бумажном носителе сотрудниками МФЦ по итогам осуществления органом в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости полномочий в установленной сфере, Росреестр направил запрос от 13.05.2015 N 02-ИСХ-06811-АК-15 в Минэкономразвития России, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в том числе в сфере осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, методическое обеспечение и мониторинг деятельности МФЦ.

Учитывая изложенное, полагаем возможным в данный момент высказать только свое мнение по вышеуказанному вопросу.

В соответствии с пунктами 6.1 и 7 части 1 статьи 16 Закона N 210-ФЗ МФЦ осуществляют в том числе:

составление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в МФЦ по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 250;

прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 250; если иное не предусмотрено правилами организации деятельности МФЦ, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, составленные на бумажном носителе и заверенные МФЦ выписки из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, приравниваются к выпискам из информационных систем на бумажном носителе, составленным самим органом, предоставляющим государственные услуги, или органом, предоставляющим муниципальные услуги.

Выдача документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), на бумажном носителе, оформленных сотрудниками МФЦ на основании электронных документов, направленных в МФЦ территориальными органами Росреестра и филиалами ФГБУ "ФКП Росреестра", то есть органами, непосредственно оказывающими государственные услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ГКН и ЕГРП, не предусмотрена нормами специальных нормативных правовых актов Российской Федерации, непосредственно регулирующих данные правоотношения. Такими специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

федеральные законы от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации);

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 (далее - Порядок N 75);

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 07.11.2012 N 716 (далее - Порядок N 716);

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180 (далее - Порядок N 180);

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 766 (далее - Порядок N 766).

В силу пункта 2 статьи 9 Закона о регистрации МФЦ могут осуществлять прием документов на государственную регистрацию прав, запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, и выдачу (направление) соответствующих документов.

В соответствии же с пунктом 3 статьи 9 Закона о регистрации выдача информации о зарегистрированных правах относится к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав и его территориальных органов. Кроме того, при наделении решением федерального органа в области государственной регистрации предусмотренные Законом о регистрации полномочия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 10 Закона о регистрации, вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые в целях применения установленных Законом о регистрации правил считаются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, что также установлено пунктом 2 статьи 9 Закона о регистрации.

Согласно пункту 5 Порядка N 180 заявитель самостоятельно указывает в запросе один из следующих способов предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП:

предоставление сведений в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении. Сведения, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются заявителю в виде бумажного документа при личном обращении в МФЦ только в случае представления запроса в виде бумажного документа при личном обращении в МФЦ;

предоставление сведений в виде бумажного документа, который направляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заявителю посредством почтового отправления;

предоставление сведений в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте, ссылка на который направляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заявителю посредством электронной почты;

предоставление сведений в виде электронного документа, который направляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заявителю посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.

В соответствии с пунктами 28, 29 Порядка N 180, пунктом 42 Порядка N 766 при предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, в виде электронного документа такой документ заверяется электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица органа, осуществляющего государственную регистрацию прав. При предоставлении сведений в виде бумажного документа такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и заверяется оттиском печати данного органа.

Однако в отличие от ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенного решением Росреестра полномочиями органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, МФЦ при осуществлении указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 9 Закона о регистрации полномочий, как указано выше, не являются (не считаются) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав.

Законом о регистрации и Порядком N 180 предусмотрена передача, выдача сведений, содержащихся в ЕГРП, в МФЦ только в виде бумажного документа в случае указания такого способа в запросе о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, при этом такой бумажный документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и заверен оттиском печати данного органа.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о кадастре МФЦ могут осуществлять прием заявлений о кадастровом учете, запросов о предоставлении сведений, внесенных в ГКН, и выдачу (направление) заявителям соответствующих документов.

Пунктом 5 Порядка N 75 предусмотрено, что в запросе о предоставлении сведений, внесенных в ГКН, заявителем указывается один из следующих способов предоставления сведений, внесенных в ГКН:

предоставление сведений, внесенных в ГКН, в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении. Сведения, внесенные в ГКН, предоставляются заявителю в виде бумажного документа при личном обращении в МФЦ только в случае представления запроса в виде бумажного документа при личном обращении в МФЦ, при этом такой бумажный документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета и заверяется оттиском печати данного органа;

предоставление сведений, внесенных в ГКН, в виде бумажного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством почтового отправления;

предоставление сведений, внесенных в ГКН, в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте, ссылка на который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством электронной почты;

предоставление сведений, внесенных в ГКН, в виде электронного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.

Согласно пунктам 28, 29 Порядка N 75, пункту 44 Порядка N 716 при предоставлении сведений, внесенных в ГКН, в виде электронного документа, такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью органа кадастрового учета и размещаются на официальном сайте, ссылка на которые направляется органом кадастрового учета заявителю посредством электронной почты или посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов; при предоставлении сведений в виде бумажного документа такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета и заверяется оттиском печати данного органа.

Однако в отличие от ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенного решением Росреестра полномочиями органа кадастрового учета, МФЦ при осуществлении указанных в части 2 статьи 3 Закона о кадастре полномочий не являются (не считаются) органом кадастрового учета.

Законом о кадастре и Порядком N 75 предусмотрена передача, выдача сведений, внесенных в ГКН, в МФЦ только в виде бумажного документа в случае указания такого способа в запросе о предоставлении сведений, внесенных в ГКН, при этом такой бумажный документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета и заверен оттиском печати данного органа.

Таким образом, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" передают в МФЦ бумажные документы, подписанные уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, или органа кадастрового учета и заверенные оттиском печати соответствующего органа.

При этом также необходимо учитывать различные размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП и ГКН, в бумажном и электронном виде, установленные приказами Минэкономразвития России от 16.12.2010 N 650 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы" и от 30.07.2010 N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы"

При предоставлении государственных услуг по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРП и ГКН, в электронном виде, в том числе при выдаче заявителю результата оказания данных государственных услуг в электронном виде в соответствии с выбранным заявителем в запросе способом получения результата оказания данных государственных услуг, сведения должны быть предоставлены непосредственно заявителю именно тем способом, который он указал в запросе, а не посредством "перевода" электронного документа в бумажный вид МФЦ.

Таким образом, сотрудники МФЦ не могут распечатывать на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, подготовленных по результатам предоставления государственной услуги в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и заверять их своей подписью. (Такие документы не будут соответствовать требованиям Порядка N 180 и Порядка N 75.)

При поступлении позиции Минэкономразвития России по данному вопросу она будет доведена до территориальных органов Росреестра, ФГБУ "ФКП Росреестра" и его филиалов; Общественный совет при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии также будет дополнительно проинформирован.

2. Статьей 7 Закона о регистрации, статьей 14 Закона о кадастре, принятыми в их развитие указанными выше приказами Минэкономразвития России, регулирующими порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП и ГКН, предусмотрено предоставление таких сведений в том числе в виде электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью органа, осуществляющего государственную регистрацию прав (органа кадастрового учета).

Формы документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРП и ГКН, в том числе посредством доступа к информационным ресурсам, содержащим сведения ЕГРП и ГКН, утверждены приказами Минэкономразвития России от 22.03.2013 N 147 "Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 25.08.2014 N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории", от 01.10.2013 N 566 "Об утверждении формы кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости"

В соответствии со статьей 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом.

Согласно статье 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК):

письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа;

документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены АПК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Верховным Судом Российской Федерации.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (вступает в силу с 15.09.2015) письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по каналу видеоконференц-связи (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа.

Принимая во внимание изложенное, полагаем, что полученные в форме электронных документов сведения ЕГРП и ГКН могут быть использованы в качестве доказательства в судебном процессе. Вместе с тем оценку допустимости такого доказательства вправе давать только суд.

При этом, как представляется, надлежащим письменным доказательством будет являться документ, в виде которого предоставлены сведения ЕГРП и ГКН, соответствующий по форме и содержанию названным выше приказам Минэкономразвития России.

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО

regulation (4) xml (15) Аварийное жилье (1) Административное наказание (18) Адрес правообладателя (16) Адреса-ГАР-ФИАС (9) Акт обследования (9) Акт согласования (10) Апелляционная комиссия (89) Арест (4) Бесхозяйные (6) Блог (9) Блокированные (23) БПЛА (7) Вебинар (27) Верховный Суд РФ Обзор судебной практики (8) Вид разрешенного использования (56) Временные-архивные (23) Выдел доли (13) Гаражная амнистия (29) ГГС (61) ГИС ЖКХ (1) ГПЗУ (2) ГФДЗ (23) Дальневосточный гектар (3) Дачная амнистия (27) Декларация (11) Дисквалификация (2) Добросовестный приобретатель (1) Долевое строительство (8) Доли (7) () ЕЭКО (7) Заведомо ложные (3) Земельный контроль (14) Земельный спор (6) Землеустройство (6) Земля для стройки (11) ЗОУИТ (53) ИЖС (25) Изъятие (5) Ипотека (27) Кадастровая стоимость (32) Кадастровый инженер (24) Кадастровый учет (19) Картографические материалы (6) ККР (73) Конституционный Суд РФ Обзор (17) Красные линии (1) Лесная амнистия (12) Линейные (25) Лицензирование (31) Личное подсобное хозяйство (3) ЛК КИ (23) ЛК правообладателя (2) Материнский капитал (1) Машино-место (27) Межевание (10) Межевой план (41) Многоквартирный дом (50) Мое жилье (1) МФЦ (8) Налоги (7) Народная СРО (150) Наследство (2) Национальное объединение СРО КИ (33) Нотариат (6) Образование ЗУ (15) Образование КИ (5) Общее имущество (3) ОКС (12) Оформление прав (53) Ошибка в ЕГРН (92) Параметры ОКС (4) Перепланировка (25) Перераспределение (4) Персональные данные (4) ПЗЗ (4) ППК Роскадастр (54) Правонарушение (239) Приватизация (4) Приостановления-отказы (49) Проект межевания (5) Рабочие группы (40) Разрешение на строительство (17) Ранее учтенные (27) Реестр границ (10) Реестр регистраторов (1) Рейтинг (9) Рейтинг КИ (18) Рейтинг ТУ РР (53) Реконструкция (2) Росреестр (114) Самовольная постройка (9) Сведения ЕГРН (94) Сведения о фактах (15) Сервисы Росреестра (149) Сервитут (22) СЗЗ (8) Системы координат (18) СНТ (12) Снятие с учета (8) Согласование границ (32) Сооружение (3) СРО КИ (64) Стажировка (1) Стандарты (11) Стоимость работ (13) Стоп коррупция (22) Схема расположения (13) Счетная палата (1) Территориальные зоны (20) Технический план (51) Типовой договор (8) Типовые ошибки (116) Требования к точности (15) Уточнение границ (37) ФГИС ЕГРН (40) ФКГФ (2) ФППД (1) Хозпостройки (7) () Экзамен КИ (13) Экспертиза (5) Электронная подпись (8) ()

Рубрикатор

ПОДПИСКА

АКТУАЛЬНО