• 8 800 350 2014
  • +7 8452 75-30-76
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Поиск по законодательству

Письмо Росреестра от 02.02.2024 N 18-0862-ТГ/24 О разъяснении вопроса определения результатов комплексных кадастровых работ

Письмо
Росреестр
Номер документа

18-0862-ТГ/24

02.02.24

О разъяснении вопроса определения результатов комплексных кадастровых работ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 2 февраля 2024 г. N 18-0862-ТГ-24

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросу определения результатов комплексных кадастровых работ (далее - ККР) сообщает.

Под ККР понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов объектов недвижимости, поименованных в части 1 статьи 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).

В результате выполнения ККР возможно образовать земельные участки, осуществить уточнение местоположения границ земельных участков, установить или уточнить местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, обеспечить исправление реестровых ошибок в части местоположения границ объектов недвижимости (часть 2 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ).

Результаты ККР приводят не только к таким экономическим эффектам как увеличение исчисленного удельного земельного налога, повышение инвестиционной привлекательности территорий, формирование эффективной градостроительной и земельной политики, выявление ранее учтенных объектов недвижимости, самовольного захвата земельного участка, самовольных построек, но и имеют не менее важное социальное значение: освобождение правообладателей от оплаты кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, снижение земельных споров, включая освобождение правообладателей от судебных расходов (оплаты землеустроительной экспертизы, услуг представителя).

ККР являются важным мероприятием, непосредственно влияющим на достижение национальной цели развития Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148 (далее - Государственная программа).

Одной из задач Государственной программы является обеспечение полноты и качества сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в объеме 95% к концу 2030 года в том числе путем увеличения масштаба проведения ККР.

Кроме того с 2023 года наращиванию объемов ККР способствует перечень поручений Президента Российской Федерации от 11.08.2022 N Пр-1424, согласно которому высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый и на плановый период средства на финансирование (софинансирование) мероприятий Государственной программы, в том числе на проведение ККР.

Ежегодно между Росреестром и исполнительными органами субъектов Российской Федерации заключаются соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение ККР.

Росреестром оценка эффективности использования субсидии субъектом Российской Федерации в отчетном финансовом году осуществляется на основании сравнения установленного соглашением и фактически достигнутого субъектом Российской Федерации по итогам отчетного финансового года значения результата использования субсидии - количества объектов недвижимости в кадастровых кварталах, в отношении которых проведены ККР.

При этом результатом выполнения ККР является подготовленная карта-план территории (далее - КПТР), содержащая необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения ККР (статья 42.4 Закона N 221-ФЗ).

Согласно Требованиям к подготовке КПТР, установленным приказом Росреестра от 04.08.2021 N П-0337 (далее - Требования), в КПТР включаются сведения об объектах недвижимости с их координатным описанием, перечень которых установлен в пункте 2 Требований, и в отношении которых по результатам ККР необходимо внести сведения в ЕГРН.

Таким образом, в соответствии с целями и задачами Государственной программы, при определении значений результатов ККР учитываются объекты недвижимости, которые внесены в ЕГРН на основании поступившего в орган регистрации прав КПТР, что способствует наполнению ЕГРН полными и точными сведениями.

В целях повышения качества и эффективности выполнения ККР, а также минимизации случаев, связанных со значительным расхождением прогнозных значений количества объектов недвижимости, расположенных в кадастровом квартале, с фактическим значением объектов недвижимости, включенных в КПТР, исполнительным органам субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, совместно с территориальными органами Росреестра необходимо учитывать, что:

определяющими критериями при выборе кадастровых кварталов, планируемых к ККР, являются социально-экономическая целесообразность, наличие наибольшего количества земельных участков без границ и объектов капитального строительства без привязки к земельным участкам, наличие массовых реестровых ошибок в местоположении границ объектов недвижимости, наличие утвержденных документов для образования новых земельных участков, предусмотренных частью 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ;

в отношении выбранных кадастровых кварталов необходимо обеспечить проведение подготовительных мероприятий на предмет исключения из кадастровых кварталов объектов недвижимости, в случаях, предусмотренных законом, в том числе указанных в письме Росреестра от 21.06.2023 N 18-5476-ТГ-23 (прилагается);

достижению результатов использования субсидий способствует заключение контрактов на выполнение ККР, в том числе на образующуюся в ходе закупок экономию, суммарное количество объектов недвижимости которых будет выше плановых значений;

одним из ключевых факторов высокорезультативных ККР является организация продуктивного взаимодействия между заказчиком, исполнителем, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальным органом Росреестра по вопросам, возникающим в ходе проведения работ, в том числе в части оказания содействия исполнителю в получении необходимых документов (материалов);

при определении исполнителя ККР использовать конкурсные процедуры, включающие требования к наличию оборудования, квалификации и опыту исполнителя, или заключать контракты с единственным исполнителем (при наличии такой возможности).

Дополнительно Росреестром направляется для сведения и учета в работе детальная информация по определению объектов недвижимости, в отношении которых проведены ККР, в зависимости от ситуации с объектом недвижимости (прилагается).

Т.А.ГРОМОВА

Приложение

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЗНАЧЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

N
Вид объекта
Ситуация с объектом
Позиция Росреестра
Проводимые мероприятия
Объекты недвижимости, которые учитываются при определении значений результатов ККР
1.
Земельный участок-объект капитального строительства
В ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ и пунктом 2 Требований, объекты включаются в КПТР с координатным описанием местоположения их границ и учитываются при определении значений результатов ККР.
В ЕГРН вносятся уточненные сведения в отношении таких объектов на основании КПТР.
По результатам внесения сведений из КПТР границы объектов недвижимости уточнены.
2.
Земельный участок-объект капитального строительства
Сведения ЕГРН о местоположении границ не соответствуют фактическому местоположению объектов недвижимости (реестровая ошибка).
В соответствии с частью 1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ и пунктом 2 Требований, объекты включаются в КПТР с координатным описанием местоположения их границ, устраняющим реестровые ошибки, и учитываются при определении значений результатов ККР.
В ЕГРН вносятся уточненные сведения в отношении таких объектов на основании КПТР.
По результатам внесения сведений из КПТР реестровые ошибки исправлены.
3.
Земельный участок
Имеются в наличии документы для образования земельного участка, предусмотренные частью 6 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 42.1 Закона N 221-ФЗ и пунктом 2 Требований, земельные участки включаются в КПТР с координатным описанием образуемых земельных участков, а также в случаях преобразования включаются земельные участки, которые сохранены в измененных границах. Такие земельные участки учитываются при определении значений результатов ККР.
В ЕГРН вносятся сведения о новых земельных участках, а также в случае преобразования уточненные сведения о земельных участках, сохранившихся в измененных границах, на основании КПТР.
По результатам внесения сведений из КПТР обеспечено образование новых земельных участков.
4.
Земельный участок
Границы земельного участка не уточнены или имеется реестровая ошибка, в ходе ККР представлены уточненные сведения о его границах, но при этом правообладателем земельного участка направлены возражения относительно местоположения его границ.
Информация о возражениях правообладателей отражается в разделе КПТР "Акт согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ" и в заключении согласительной комиссии.
В ЕГРН вносятся сведения о местоположении границ земельных участков, а также указываются сведения о наличии земельного спора о местоположении границ с учетом заключений согласительной комиссии.
Земельные участки включаются в КПТР и учитываются при определении значений результатов ККР.
По результатам внесения сведений из КПТР границы земельных участков уточнены (реестровые ошибки исправлены).
Согласно пункту 2 части 17 статьи 42.10 Закона N 221-ФЗ при согласовании местоположения границ или частей границ земельного участка в рамках выполнения ККР местоположение таких границ или их частей считается спорным, если возражения относительно местоположения границ или частей границ земельного участка представлены заинтересованными лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, за исключением случаев, если земельный спор о местоположении границ земельного участка был разрешен в судебном порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 43 Закона N 218-ФЗ в отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения ККР, осуществляется внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ таких земельных участков, а также сведений о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.
5.
Земельный участок
Площадь по результатам измерений увеличивается более, чем предельно-минимальный размер или более 10%, если такой размер не установлен.
Объект включается в КПТР и учитывается, как объект при определении значений результатов ККР.
1. Исполнитель устанавливает местоположение границ и площадь земельного участка до размера, соответствующего требованиям, указанным части 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ и включает сведения в КПТР для внесения в ЕГРН.
2. О невнесенной в ЕГРН запользованной части земельного участка исполнитель готовит информацию в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ и направляет в орган уполномоченный на распоряжение земельными участками в соответствии со статьей 39.2 Земельного Кодекса РФ.
Объекты недвижимости, которые не учитываются при определении значений результатов ККР
6.
Земельный участок-объект капитального строительства
Сведения ЕГРН о координатах характерных точек границ соответствуют фактическому местоположению объектов недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона N 218-ФЗ, пунктом 72 Требований, сведения о местоположении границ (контуров) таких объектов недвижимости отражаются в графической части КПТР в разделе "Схема границ земельных участков" Информация о таких объектах с указанием кадастровых номеров также целесообразно указать в разделе КПТР "Пояснительная записка"
При этом такие объекты не учитывается при определении значений результатов ККР, поскольку внесение изменений в сведения ЕГРН о таких объектах не требуется.
Необходимость в проведении мероприятий отсутствует.
7.
Земельный участок
Площадь земельного участка по результатам измерений в ходе ККР уменьшается более чем на 10%, но при этом отсутствует согласие правообладателя с результатами ККР.
Объект включается в КПТР в раздел "Пояснительная записка" и не учитывается при определении значений результатов ККР, поскольку сведения в ЕГРН не внесены.
В случае, если отказ правообладателя от уточнения местоположения границ земельного участка, в результате которого площадь его участка уменьшается более чем на 10%, влечет невозможность исправления реестровых ошибок в местоположении смежных с ним земельных участков и иных земельных участков, правообладатели земельных участков, чье право нарушено, могут обратиться в судебные органы в целях рассмотрения земельного спора.
8.
Земельный участок-объект капитального строительства
Не идентифицированы на местности (ранее учтенные объекты).
Объект включается в КПТР в раздел "Пояснительная записка" и не учитывается при определении значений результатов ККР, поскольку сведения в ЕГРН не внесены.
1. Исполнитель в возможно короткий срок представляет информацию о таких объектах в ТУ Росреестра и заказчику.
2. ТУ Росреестра проводит анализ документов, послуживших основанием для внесения сведений о таких объектах недвижимости в ЕГРН, по результатам которого проводит соответствующие мероприятия (верификация данных (исключение дублей), уточнение сведений о кадастровом квартале, снятие с государственного кадастрового учета).
3. При необходимости орган местного самоуправления совместно с исполнителем ККР проводит обследование территории, в том числе в рамках выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
9.
Объект капитального строительства
Фактически прекратил существование (разрушен, снесен).
В связи с фактической гибелью объекта в разделе "Пояснительная записка" отражаются соответствующие пояснения с указанием кадастровых номером, прекративших существование объектов.
Объект не учитывается при определении значений результатов ККР, поскольку сведения о нем в ЕГРН не внесены.
1. Исполнитель в возможно короткий срок представляет информацию о таких объектах в ТУ Росреестра и заказчику.
2. Уполномоченный орган (орган местного самоуправления) в силу части 8 статьи 69.1 Закон N 218-ФЗ обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости, подготовленного в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 6 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ, письменного согласия собственника (собственников) объекта недвижимости на осуществление государственной регистрации прекращения права на данный объект недвижимости. Снятие с учета на основании акта осмотра возможно только в рамках выявления правообладателя объекта недвижимости.
10.
Земельный участок
Расположен в другом кадастровом квартале полностью или более чем на 50%.
Объект включается в КПТР в раздел "Пояснительная записка" и не учитывается при определении значений результатов ККР, поскольку сведения в ЕГРН о нем не внесены.
1. Исполнитель в возможно короткий срок представляет информацию о таких объектах в ТО Росреестра и заказчику.
2. Территориальный орган Росреестра проводит анализ документов, послуживших основанием для внесения сведений о таких объектах недвижимости в ЕГРН, по результатам которого проводит соответствующие мероприятия (верификация данных (исключение дублей), уточнение сведений о кадастровом квартале, снятие с государственного кадастрового учета).
3. При необходимости орган местного самоуправления совместно с исполнителем ККР проводит обследование территории, в том числе в рамках выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
11.
Земельный участок-объект капитального строительства
В ходе ККР выявлены объекты, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих лиц отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
Объект включается в КПТР в раздел "Пояснительная записка" и не учитывается при определении значений результатов ККР, поскольку сведения в ЕГРН не внесены.
Исполнитель ККР направляет сведения о выявленных объектах в уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора орган (пункт 4.1 часть 4 статья 42.1 Закона 221-ФЗ).

Список сокращенных наименований:

ККР - комплексные кадастровые работы;

ЕГРН - Единый государственный реестр недвижимости;

КПТР - карта-план территорий;

Закон N 221-ФЗ - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности";

Закон N 218-ФЗ - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

regulation (4) xml (15) Аварийное жилье (1) Административное наказание (18) Адрес правообладателя (16) Адреса-ГАР-ФИАС (9) Акт обследования (9) Акт согласования (10) Апелляционная комиссия (89) Арест (4) Бесхозяйные (6) Блог (9) Блокированные (23) БПЛА (7) Вебинар (27) Верховный Суд РФ Обзор судебной практики (8) Вид разрешенного использования (56) Временные-архивные (23) Выдел доли (13) Гаражная амнистия (29) ГГС (61) ГИС ЖКХ (1) ГПЗУ (2) ГФДЗ (23) Дальневосточный гектар (3) Дачная амнистия (27) Декларация (11) Дисквалификация (2) Добросовестный приобретатель (1) Долевое строительство (8) Доли (7) () ЕЭКО (7) Заведомо ложные (3) Земельный контроль (14) Земельный спор (6) Землеустройство (6) Земля для стройки (11) ЗОУИТ (53) ИЖС (25) Изъятие (5) Ипотека (27) Кадастровая стоимость (32) Кадастровый инженер (24) Кадастровый учет (19) Картографические материалы (6) ККР (73) Конституционный Суд РФ Обзор (17) Красные линии (1) Лесная амнистия (12) Линейные (25) Лицензирование (31) Личное подсобное хозяйство (3) ЛК КИ (23) ЛК правообладателя (2) Материнский капитал (1) Машино-место (27) Межевание (10) Межевой план (41) Многоквартирный дом (50) Мое жилье (1) МФЦ (8) Налоги (7) Народная СРО (150) Наследство (2) Национальное объединение СРО КИ (33) Нотариат (6) Образование ЗУ (15) Образование КИ (5) Общее имущество (3) ОКС (12) Оформление прав (53) Ошибка в ЕГРН (92) Параметры ОКС (4) Перепланировка (25) Перераспределение (4) Персональные данные (4) ПЗЗ (4) ППК Роскадастр (54) Правонарушение (239) Приватизация (4) Приостановления-отказы (49) Проект межевания (5) Рабочие группы (40) Разрешение на строительство (17) Ранее учтенные (27) Реестр границ (10) Реестр регистраторов (1) Рейтинг (9) Рейтинг КИ (18) Рейтинг ТУ РР (53) Реконструкция (2) Росреестр (114) Самовольная постройка (9) Сведения ЕГРН (94) Сведения о фактах (15) Сервисы Росреестра (149) Сервитут (22) СЗЗ (8) Системы координат (18) СНТ (12) Снятие с учета (8) Согласование границ (32) Сооружение (3) СРО КИ (64) Стажировка (1) Стандарты (11) Стоимость работ (13) Стоп коррупция (22) Схема расположения (13) Счетная палата (1) Территориальные зоны (20) Технический план (51) Типовой договор (8) Типовые ошибки (116) Требования к точности (15) Уточнение границ (37) ФГИС ЕГРН (40) ФКГФ (2) ФППД (1) Хозпостройки (7) () Экзамен КИ (13) Экспертиза (5) Электронная подпись (8) ()

Рубрикатор

ПОДПИСКА

АКТУАЛЬНО