Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
Материалы совещания по вопросу проведения комплексных кадастровых работ, состоявшегося 08.06.2023, и ответы на поступившие вопросы
№ п/п | Вопросы кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров | Позиция СПЦА Росреестра |
1 | Возможно ли при выполнении комплексных кадастровых работ снимать с кадастрового учета задвоенные в ЕГРН объекты недвижимости (ОКСы, земельные участки) либо ОКСы, которые физически уже отсутствуют на местности, при этом запись | Сведения об объектах недвижимости, прекративших свое существование или дублирующих сведения об одних и тех же объектах недвижимости, в силу положений действующего законодательства подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН). При этом исключение сведений из ЕГРН о таких объектах недвижимости на основании карты-плана территории действующими положениями законодательства не предусмотрено. В целях повышения качества и эффективности комплексных кадастровых работ (далее – ККР) в отношении кадастровых кварталов, планируемых к ККР, территориальными органами Росреестра совместно с исполнительными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее – ОМС) могут быть проведены подготовительные мероприятия, в том числе в части: выявления правообладателей объектов недвижимости в соответствии верификации данных ЕГРН, в частности, на предмет исключения из ЕГРН дублирующих записей об объектах недвижимости, приведения адреса объекта недвижимости в соответствие с государственным адресным реестром, внесение отсутствующих характеристик; уточнения сведений о номере кадастрового квартала, в котором расположен объект недвижимости; снятия с государственного кадастрового учета земельных участков в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 70, частью 15 статьи 41 Федерального закона исправления реестровых ошибок в порядке, предусмотренном статьей Таким образом, в случае выявления исполнителем ККР объектов недвижимости, расположенных на территории выполнения ККР, в отношении которых необходимо осуществить мероприятия в целях приведения сведений ЕГРН в соответствие (верификация, снятие с государственного кадастрового учета, выявление правообладателей), а также Кроме этого, в случае выявления в ходе выполнения ККР ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых внесены в ЕГРН, являющихся зданием, сооружением или объектом незавершенного строительства, прекратившими свое существование, в силу части 8 статьи 69.1 Закона № 218- ФЗ уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации п рав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа Таким образом, указанные мероприятия должны проводиться в рамках выполнения подготовительных работ. В случае, если к моменту подготовки карта-плана территории сведения об объектах недвижимости, прекративших свое существование или дублирующих сведения об одних |
2 | Как быть в ситуации кадастровому инженеру, если орган местного самоуправления (Заказчик комплексных кадастровых работ) | В соответствии с частью 4 статьи 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ Согласно части 2.6 статьи 45 Закона № 221- ФЗ сведения , содержащиеся При этом, как установлено частью 2.8 статьи 45 Закона № 221- ФЗ копии , указанных 1) по запросу органа регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня поступления такого запроса; 2) по запросу другого органа государственной власти или органа местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления такого запроса. Ни положениями Закона № 218- ФЗ , н и положениями Закона № 221- ФЗ , При этом согласно части 2.7 статьи 45 Закона № 221- ФЗ порядок предоставления копий , указанных в части 2.1 статьи 45 Закона № 221- ФЗ технических паспортов , оценочной и иной документации ( регистрационных книг , реестров , правоустанавливающих документов и тому подобного ) и содержащихся в них сведений устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российско й Федерации. За предоставление копий, указанных в части 2.1 статьи 45 Закона № 221- ФЗ технических паспортов , оценочной и иной документации ( регистрационных книг , реестров , правоустанавливающих документов и тому подобного ) и содержащихся в них сведений взи мается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 42.2 Закона № 221- ФЗ заказчиком ККР, финансируемых за счет бюджетных средств, является уполномоченный ОМС муниципального района, муниципального округа или городского округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае отсутствия содействия со стороны заказчиков исполнитель ККР может обратиться в территориальный орган Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации в целях оказания содействия в работе с заказчиками ( исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ОМС). Кроме того, обязанности заказчика ККР на предоставление таких документов могут быть закреплены |
3 | От органа местного самоуправления (Заказчика комплексных кадастровых работ) получен ответ об отсутствии каких-либо документов для комплексных кадастровых работ, указанных в ч. 3, 4 статьи 42.6, ч. 2 ст. 42.8, ст. 42.9 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221- ФЗ «О кадастровой деятельности» на объекты , местоположение которых не определено на местности , может ли это являться основанием для исключения объектов недвижимости из комплексных кадастровых работ , указав при этом письмо ( ответ ) органов в заключе нии кадастрового инженера карты-плана территории. Также документы, позволяющие определить местоположение объекта, отсутствуют в ПКК Роскадастр. Речь идет в том числе об объектах недвижимости, которые ранее ставили на кадастровый учет по инвентаризационной описи, сведения в которой не позволяют установить местоположение объекта и правообладателя. В том числе адрес объекта указан до деревни, что тоже не позволяет определить его местоположение. | Поскольку речь о ранее учтенных земельных участках, сведения о которых были внесены на основании сведений, содержащихся в инвентаризационных описях, копии документов, на основании которых вносились такие сведения, должны были быть приложены к указанным описям и соответственно включаться в состав кадастрового дела. В случае выявления исполнителем ККР ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ЕГРН, при этом права, на которые не зарегистрированы При необходимости ОМС совместно с исполнителем ККР проводит обследование территории, в том числе в рамках выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Исходя из определения ККР, такие работы выполняются в отношении всех объектов недвижимости, расположенных в границах определенной территории, соответствующих критериям, указанным в части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ . Таким образом, выполнение ККР предполагает обследование всех объектов недвижимости, расположенных в границах территории выполнения ККР, соответствующих указанным в части 1 статьи 42.1 Закона При этом в отношении выявленных в ходе ККР: ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, такие сведения должны быть внесены в ЕГРН; земельных участков, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют документы на такие земельные участки, а также зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у использующих их лиц отсутствуют документы, исполнитель ККР направляет сведения о таких объектах в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если заказчиком ККР является такой орган, либо в орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа |
4 | При наличии в органе регистрации прав информации о выполнении на территории определенного кадастрового квартала комплексных кадастровых работ орган регистрации прав уведомляет по адресу электронной почты заказчика и исполнителя комплексных кадастровых работ о поступлении в орган регистрации прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков, расположенных на территории, в отношении которой осуществляется выполнение комплексных кадастровых работ, о результатах рассмотрения указанного заявления, а также | Орган регистрации прав обязан уведомлять заказчика и исполнителя ККР по адресу электронной почты в силу части 16 статьи 41 и части 7 статьи 43 Закона № 218- ФЗ . В настоящее время ППК Роскадастр осуществляет мероприятия по доработке ФГИС ЕГРН в части реализации формирования уведомления заказчику и исполнителю ККР До доработки ФГИС ЕГРН, предусматривающей внесение в ЕГРН сведений |
5 | Что подразумевается в виде конкретных примеров под картографической основой (подложка) которая должна быть использована на схеме границ ЗУ и ОКС в составе карты-плана территории? | Согласно пункту 69 Требований, утвержденных приказом Росреестра от 04.08.2021 |
6 | Просим прокомментировать процедуру подачи кадастровым инженером в орган регистрации прав заявлений о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах кадастрового квартала, и заявлений о внесении в ЕГРН сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе правообладателя объекта недвижимости через сервис личного кабинета на портале Росреестра. | В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42.6 Закона № 221- ФЗ при выполнении ККР исполнители ККР представляет в орган регистрации прав заявление о внесении В настоящее время в личном кабинете кадастрового инженера реализована возможность подачи испрашиваемых заявлений (блок «Иное», Форма услуги «Внесение дополнительных сведений»). |
7 | У подрядчика, осуществляющего ККР возникли проблемы | Исходя из положений пункта 34 Требований № П /0337, при выполнении ККР могут быть использованы методы определения координат, позволяющие определить координаты характерных точек границ (контуров) объектов ККР без непосредственного доступа к таким объектам, например, аналитический метод, картометрический и (или) фотограмметрический методы. Таким образом, в указанном случае представляется целесообразным применение методов или совокупности методов, позволяющих определить местоположение объектов ККР без проведения полетов с целью аэрофотосъемки объектов ККР. |
8 | 1. Пересечение с границей населенного пункта. 2. Выход объекта за пределы внесенной территориальной зоны. | В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 26 Закона № 218- ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в описании местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого соответствующие сведения были внесены в ЕГРН. В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 26 Закона № 218- ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и ( или ) государственной регистрации прав приостанав ливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, пересекают границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в описании местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств в документе, на основании которого внесены сведения в ЕГРН, или случая образования земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, для проведения работ Учитывая изложенное, наличие пересечения границ земельного участка При этом необходимо отметить, что указанные положения статьи 26 Закона |
9 | Не проходит проверка карта-плана в «Личном кабинете» (постоянно происходит сбой). При наличии в карта-плане большого количества объектов предварительная проверка карта-плана через личный кабинет кадастрового инженера бывает невозможной по причине зависания проверок из-за большого объема. Какие варианты действий кадастрового инженера в данном случае. Возможно ли устранить наличие данной проблемы в личном кабинете кадастрового инженера. | Данная проблема рассматривается в рамках исполнения контракта от 25.04.2022 Следует отметить, что стабильная работа проверки карты-плана территории возможна при условии, что карта-план содержит не более 1000 объектов. Во всех случаях работы Вместе с тем службой сопровождения Официального сайта Росреестра осуществляется постоянный мониторинг работоспособности систем, проводятся мероприятия, направленные на стабилизацию работы в случае возникновения сбоев. При снижении производительности сервисов и в период проведения мероприятий по стабилизации работы систем могут наблюдаться проблемы при авторизации в "Личном кабинете", увеличение времени загрузки страниц, возникновение ошибок. В случае возникновения указанных проблем пользователю рекомендуется обратиться к работе в "Личном кабинете" позже, при этом осуществить очистку кэш и файлов cookie. В ряде случаев возникшая у пользователей проблема может решиться сменой браузера. |
10 | Не корректная загрузка сведений из КПТ: а именно при загрузке КПТ файла в программный комплекс Технокад Экспресс нарушается структура адреса, что приводит к невозможности формирования пакета без изменения характеристик каждого земельного участка в части адреса. | В компетенцию Росреестра не входит обслуживание программного комплекса Технокад Экспресс. Учитывая изложенное, рекомендуем обратиться в службу технической поддержки |
11 | Мне как кадастровому инженеру непонятен мой статус. Какие документы, содержащие чьи-либо персональные данные, я могу получать и использовать при проведении ККР, а какие нет? Например, почему кадастровый инженер может получать сведения ЕГРН с персональными данными собственников, материалы землеустройства с перечнем собственников, где содержатся ФИО, адреса собственников? Кроме того, в соответствии с действующим законодательством кадастровый инженер обязан использовать документы, определявшие местоположение границ и площади земельных участков при их образовании, предоставлении, где также содержатся персональные данные. При этом кадастровый инженер не может получать документы основания на ОН, межевые и технические планы, технические паспорта в полном объеме. | В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42.6 Закона № 221-ФЗ при выполнении ККР исполнитель ККР получает или собирает документы, содержащие необходимые для выполнения ККР исходные данные. Согласно части 8 статьи 20 Закона № 218- ФЗ кадастровый инженер вправе направлять запросы о предоставлении сведений и инфор мации, необходимых для выполнения В силу части 16.2 статьи 62 Закона № 218- ФЗ по запросу кадастрового инженера , выполняющего кадастровые работы в отношении земельного участка или земельных участков, необходимые для выполнения таких кадастровых работ сведения ЕГРН, в том числе об адресах правообладателей земельных участков (при наличии таких сведений), предоставляются в составе выписки об объекте недвижимости (в случае выполнения кадастровых работ) или кадастрового плана территории (в случае выполнения ККР) в форме документов на бумажном носителе или электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо иных технических средств связи при представлении кадастровым инженером копии документа, на основании которого выполняются кадастровые работы (выписки из такого документа), копии государственного или муниципального контракта на выполнение ККР. При этом сведения ЕГРН в виде копии документа, на основании которого сведения Предоставление сведений ЕГРН в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ЕГРН, по запросу кадастрового инженера действующим законодательством не предусмотрено. Сведения и материалы из государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства (ГФДЗ), могут получать любые заинтересованные лица бесплатно Следует отметить, что в настоящее время предоставление материалов и данных фонда данных реализовано посредством Единого портала государственных услуг (далее – ЕПГУ). Кроме того, в рамках ККР исполнитель осуществляет взаимодействие с заказчиком (орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления) на предмет получения необходимых документов в соответствии с частью 4 статьи 42.6 Закона № 221- ФЗ , а также с правообладателями объектов недвижимости , расположенных в границах территории ККР, которые вправе предоставить исполнителю ККР имеющиеся у них материалы и документы. В подтверждение получения документов исполнитель ККР выдает правообладателю объекта недвижимости расписку с указанием перечня документов и даты их получения исполнителем ККР. Таким образом, в законе содержатся достаточные положения, дающие возможность исполнителю ККР при его активных действиях в целях исполнения обязательств контракта получить необходимые документы и материалы для выполнения ККР в соответствии |
12 | Предоставление исходных документов, необходимых для проведения ККР, в полном объеме. Речь идет о технических паспортах (титульного листа и ситуационного плана недостаточно), материалах землеустройства (инвентаризации, технические отчеты землеустроительные дела). Исполнитель ККР не может знать какие земельные участки были ранее уточнены, например, в условной (местной) системе координат, а какие нет. По общедоступным сведениям, ЕГРН не всегда это можно определить. Таким образом, исполнитель ККР не может определить какие именно материалы землеустройства необходимы, что ведет к ошибкам в КПТР. | В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42.6 Закона № 221-ФЗ при выполнении ККР исполнитель ККР получает или собирает документы, содержащие необходимые для выполнения ККР исходные данные. В соответствии с частью 4 статьи 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ При этом полагаем необходимым и важным оказывать содействие исполнителям ККР Также исполнитель ККР взаимодействует с правообладателями объектов недвижимости, расположенных в границах территории ККР, которые вправе предоставить исполнителю ККР имеющиеся у них материалы и документы. В подтверждение получения документов исполнитель ККР выдает правообладателю объекта недвижимости расписку В силу части 16.2 статьи 62 Закона № 218- ФЗ по запросу кадастрового инженера , выполняющего кадастровые работы в отношении земельного участка или земельных участков, необходимые для выполнения таких кадастровых работ сведения ЕГРН, в том числе об адресах правообладателей земельных участков (при наличии таких сведений), предоставляются в составе выписки об объекте недвижимости (в случае выполнения кадастровых работ) или кадастрового плана территории (в случае выполнения ККР) в форме документов на бумажном носителе или электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо иных технических средств связи при представлении кадастровым инженером копии документа, на основании которого выполняются кадастровые работы (выписки из такого документа), копии государственного или муниципального контракта на выполнение ККР. Сведения и материалы из государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства (ГФДЗ), могут получать любые заинтересованные лица бесплатно Таким образом, в законе содержатся достаточные положения, дающие возможность исполнителю ККР при его активных действиях в целях исполнения обязательств контракта получить необходимые документы и материалы для выполнения ККР в соответствии |
13 | Ранее учтенное здание (здание имеет кадастровый номер) после реконструкции выходит за границы земельного участка, на котором оно должно находиться по документам. Здание выходит на земельный участок с разрешенным использованием "для общего пользования", образуемым по проекту межевания. Нужно ли уточнять границы данного здания? Нужно ли сообщать в зем. контроль? | Согласно пункту 2 части 2 статьи 42.1 Закона № 221- Ф 3 в результате выполнения ККР осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий , сооружений ( за исключением линейных объектов ), а также объектов незавершенного строительства , сведения о которых содержатся в ЕГРН. В результате выполнения ККР согласно статье 42.4 Закона № 221- ФЗ обеспечивается Согласно Требований № П /0337, здание, сооружение, объект незавершенного строительства может располагаться как на земельном участке (земельных участках), так и на землях (строки «3» и «4» реквизита «2» раздела «Описание местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке»). Вместе с тем, выявление в ходе ККР указанных в вопросе обстоятельств целесообразно отразить в реквизите «7» пояснительной записки карты-плана территории. При этом данные обстоятельства согласно положениям части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ не являются основанием для приостановления государственного кадастрового учета или внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости на основании карты-плана территории, но может являться основанием для рассмотрения вопроса о наличии ошибки в определении границ земельного участка. Согласно части 4.1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ в случае выявления расположенных |
14 | Проектом межевания оставлено место под ранее учтенный земельный участок, условно назовем его :1. Но земельный участок :1 уточнили в границах, которые не совпадают с границами, оставленными в проекте межевания под данный земельный участок (земельный участок уточнили не по всей площади, оставленной в проекте межевания), из-за этого осталось пустое место, которое не распределено ни проектом межевания, ни ККР. Просто так оставлять это место не распределенным? Или же можно его куда-то пристроить? Например включить в земли общего пользования, предусмотренное ПМТ (обосновать уточнением границ ПМТ) или же уточнить земельный участок :1 в большей площади, с согласия собственника естественно. | Уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении ККР осуществляется по правилам, предусмотренным частью 1.1 статьи 43 Закона № 218- ФЗ , При этом Законом № 221- ФЗ установлено , что утвержденный в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проект межевания территории используется при уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. Образование земельных участков с отклонением от размера участка, установленного проектом межевания территории, допускается, но не более чем на 10 % в силу положений Земельного кодекса и Закона № 218- ФЗ ( пункт 42 части 1 статьи 26 Закона № 218- ФЗ площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии |
15 | Возможно ли образовывать земельные участки общего пользования в случае, если на территорию ККР нет утвержденного проекта межевания территории? | Согласно пункту 4 части 2 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ при выполнении ККР обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами При выполнении ККР согласно пункту 1 части 6 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ обеспечивается образование в том числе земельных участков общего пользования , занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами если образование таких земельных участков предусмотрено утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории. Таким образом при выполнении ККР образование земельных участков общего пользования обеспечивается исключительно в соответствии с проектом межевания территории. |
16 | В случае, если на месте ранее учтенного здания (у здания имеется кадастровый номер) находится фундамент. Собственник утверждает, что это реконструкция старого здания в рамках дачной амнистии. Как здание - я считаю я не могу это указать, т.к. по факту это ОНС. Как поступить в данной ситуации? Указывать как здание? | Согласно части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ под ККР понимаются кадастровые работы , котор ые выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимости, указанных в части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ , расположенных на территории , являющейся территорией выполнения ККР . Сведения об объектах капитального строительства, которые на момент выполнения ККР прекратили свое существование в связи с гибелью или уничтожением, но с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и (или) о регистрации прекращения права на такие объекты недвижимости в орган регистрации прав их собственники не обращались, в карту-план территории не включаются. Законом № 221- ФЗ не установлена обязанность кадастрового инженера по подготовке При этом в соответствии с пунктом 28 Требований № П /0337 в реквизите «7» пояснительной записки карты-плана территории приводится информация о причинах, |
17 | В рамках проведения ККР возможно возникновение следующей ситуации (пока гипотетически). Имеется Объект капитального строительства, построенный до 2008 г., внесенный в ЕГРН, допустим с параметрами, на который имеется технический паспорт, с параметрами объекта 3 на 3 метра. На этот же объект допустим год назад получено разрешение на проведение работ по реконструкции (допустим, что после реконструкции параметры объекта должны бы стать 10 на 8 метров – все гипотетически). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не получено. При ККР получены данные, что параметры объекта (на момент проведения ККР) составляют 6 на 7 метров. При этом уже здание выходит за пределы земельного участка, на котором расположено (допустим собственник «немного ошибся» в направлении реконструкции). Имеется возможность понять в каких параметрах здание существовало до начала проведения работ по реконструкции (по данным техпаспорта, визуально и т.д.). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не получено. Вопрос: в каких границах вносить в ЕГРН сведения о поворотных точках здания? | Согласно пункту 2 части 2 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ в результате выполнения ККР осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ . В результате выполнения ККР согласно статье 42.4 Закона № 221-ФЗ обеспечивается При этом как следует из пункта 39 Требований № П /0337 контур здания , сооружения , объекта незаве ршенного строительства, представляет собой замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ строительных конструкций (стен) здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. При описании местоположения объекта капитального строительства на земельном участке отражается контур объекта капитального строительства, существующего Согласно Требованиям № П /0337 здание , сооружение , объект незавершенного строительства может располагаться как на земельном участке ( земельных участках ), так и на землях ( строки « 3 » и « 4 » реквизита « 2 » раздела «Описание местоположения здания , сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке»). Дополнительно отмечаем, что согласно части 4.1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ |
18 | При обнаружении в ходе кадастровых работ ошибки в местоположении границ смежного с образуемым по проекту межевания территории земельного участка, можем ли при проведении ККР образовать земельный участок с отклонениями от ПМТ земельный участок? | Ошибка в границах смежного с образуемым участком также должна быть исправлена Образование земельных участков с отклонением от размера участка, установленного проектом межевания территории не более чем на 10 % допустимо в силу положений Земельного кодекса и Закона № 218- ФЗ (пункт 42 части 1 статьи 26 Закона № 218- ФЗ площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии |
19 | Включается ли в карту-план перераспределение ЗУ с неразграниченными землями, при наличии утвержденной схемы на КПТ или ПМТ? | Предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ действия по о бразованию земельных участков выполняются при наличии документов, указанных в части 6 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ , в том числе проекта межевания территории , при отсутствии таких документов образование соответствующих земельных участков , не осуществляется . Образование ЗУ в ходе ККР на основании схемы расположения ЗУ на КПТ |
20 | Кадастровый квартал находится в границах двух муниципальных образований - сельских поселений муниципального района. Согласительная комиссия создается каким муниципальным образованием и кто ее возглавит? | Частью 1 статьи 42.10 Закона № 221-ФЗ установлено, что согласительная комиссия, формируется органом местного самоуправления муниципального округа, городского округа или поселения, на территориях которых выполняются ККР, либо органом местного самоуправления муниципального района, если объекты ККР расположены на межселенной территории. Поэтому в случае, указанном в вопросе, комиссия может быть создана одним |
21 | При запросе сведений ЕГРН в виде КПТ в полученных данных отсутствуют сведения о почтовых адресах правообладателей объектов недвижимости, что приводит к невозможности информирования правообладателей о проведении ККР (копия гос. контракта к запросу сведений ЕГРН была приложена). | Частью 2 статьи 42.7 Закона № 221-ФЗ установлено, что исполнитель ККР направляет извещение о начале выполнения ККР по адресам и (или) адресам электронной почты правообладателей объектов недвижимости, являющихся объектами ККР (при наличии таких сведений в ЕГРН). Часть 16.3 статьи 62 Закона № 218-ФЗ: В случае отсутствия в ЕГРН сведений |
22 | Если ошибка в границах квартала? участок стоит верно | В этом случае изменяется описание местоположения границ кадастрового квартала. Изменение кадастровых кварталов согласно части 3 статьи 5 Закона № 218- ФЗ и пункту 4 приказа Росреестра от 28.12.2015 № П /675 «О кадастровом делении территории Российской Федерации на кадас тровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы» осуществляется на основании приказов ППК «Роскадастр», согласованных Согласно Порядку кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877, местоположение границ единиц кадастрового деления может быть уточнено на основании документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков. Таким образом, если объекты недвижимости фактически частично расположены При этом в соответствии с пунктом 28 Требований к подготовке карты-плана территории, утвержденных приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. № П/0337, в реквизите «7» пояснительной записки приводится информация о причинах, по которым сведения |
23 | Возможно ли в ходе выполнения комплексных кадастровых работ устранить дублирование в ЕГРН объектов недвижимости либо снять с кадастрового учета ОКСы, которые физически отсутствуют на местности, при этом в ЕГРН существует запись о таких объектах. | Снятие с учета объектов, прекративших существование, по результатам ККР В целях повышения качества и эффективности ККР в отношении кадастровых кварталов, планируемых к ККР, территориальными органами Росреестра совместно выявления правообладателей объектов недвижимости в соответствии верификации данных ЕГРН, в частности, на предмет исключения из ЕГРН дублирующих записей об объектах недвижимости, приведения адреса объекта недвижимости в соответствие с государственным адресным реестром, внесение отсутствующих характеристик; уточнения сведений о номере кадастрового квартала, в котором расположен объект недвижимости; снятия с государственного кадастрового учета земельных участков в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 70, частью 15 статьи 41 Закона № 218- ФЗ ; исправления реестровых ошибок в порядке, предусмотренном статьей 60.2 Закона Кроме этого, в случае выявления в ходе выполнения ККР ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых внесены в ЕГРН, являющихся зданием, сооружением или объектом незавершенного строительства, прекратившими свое существование, в силу части 8 статьи 69.1 Закона № 218- ФЗ уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о сн ятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа |
24 | Как поступать с объектами, в отношении которых правообладатели проводят работы (например, реконструкцию), если разрешение на реконструкцию есть, а разрешения на ввод нет, есть только старый техпаспорт? Описывать по факту, как есть сейчас (несмотря на отсутствие разрешения на ввод), по старому техпаспорту или вообще исключать из ККР (после ввода в эксплуатацию правообладатель должен сам организовать кадастровые работы)? | Технический паспорт можно применять для подготовки технического плана (статья 71 Закона № 218- ФЗ ) для описания всех параметров объекта капитального строительства. При ККР определяется только местоположение объекта капитального строительства |
25 | Возможно ли провести комплексные кадастровые работы на территории садоводческого кооператива и образовать земельные участки для граждан путем раздела с сохранением исходного земельного участка? На данный кооператив есть утвержденная схема планировки от 1996 г., которая нуждается в корректировке. | Согласно пункту 3 части 6 статьи 42.1 и части 2 статьи 42.8 Закона № 221-ФЗ При этом следует учитывать, что в силу части 9 статьи 34 Федерального закона Указанные положения не распространяются на случаи уточнения в соответствии |
26 | Если выявленное строение по внешним признакам не является ОКСом, то нужно ли его включать в уведомление о выявленных объектах? | Если объект не соответствует признакам объекта недвижимости, включать информацию о нем в сведения о выявленных объектах, предусмотренные частью 4.1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ не требуется и нецелесообразно . |
27 | В ЕГРН содержатся сведения об объектах капитального строительства, в отношении которых при обследовании на местности выявлено, что они объектами капитального строительства не являются (например, металлические гаражи без фундамента). Включаются ли такие объекты в КПТР? Отражать данное обстоятельство в пояснительной записке? | Объекты, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но которые не являются объектами недвижимости в карту-план территории не включаются, соответствующие обоснования приводятся в пояснительной записке. Исключение из ЕГРН сведений о таких объектах осуществляется по заявлению собственника такого объекта или собственника земельного участка. |
28 | При образовании, уточнении/исправлении земельных участков не соблюдаются требования, установленные п.59 приказа Росреестра от 04.08.2021 № П /0337 «Об установлении формы карты - плана территории , формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к их подготовке» ( далее – Тр ебования), а именно собственники земельных участков отказываются представлять Заказчикам работ письменные договора/соглашения на основании которых обеспечивается доступ. Таким образом, проведение учетно-регистрационных действий в отношении данных земельных участков Согласно п.59 Требований сведения об обеспечении доступом земельных участков посредством смежных земельных участков включаются в карту-план территории на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков либо лицами, которым предоставлены такие земельные участки. | Пунктом 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ В связи с этим при отсутствии возможности указания в карте-плане территории сведений об обеспечении доступом земельного участка посредством смежных земельных участков, в карту-план территории сведения о таком земельном участке не включаются, |
При уточнении местоположения границ земельных участков, | Согласно статье 42.8 Закона № 221- ФЗ Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ В соответствии с частью 2 статьи 42.8 Закона № 221- ФЗ при уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, местоположение границ этих земельных участков определяется с использованием утвержденных в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в границах такой территории документа (при наличии данных проектов или документа), а также с учетом требований, предусмотренных частью 3 статьи 42.8 Закона № 221- ФЗ . Таким образом при уточнении местоположения границ земельного участка при выполнении ККР допускается изменение конфигурации и площади земельного участка | |
29 | При ККР на территории садоводческого товарищества на основании плана организации садоводческого товарищества, выявляются противоречия в нумерации земельных участков, содержащихся в плане организации садоводческого товарищества и фактическом расположении земельных участков. Как поступать в таком случае? | В соответствии с частью 1.1 статьи 43 Закона № 218- ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений , содержащихся Согласно пункту 45 части 1 статьи 26 Закона № 218- ФЗ осуществление государственног о кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если местонахождение объекта недвижимости, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка или контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не соответствует адресу объекта недвижимости (при его наличии) или местоположению объекта недвижимости (при отсутствии адреса). При этом указанный случай не будет являться основанием для принятия решения Кроме того, полагаем, что в случае определения местоположения границ |
30 | Что делать, если отсутствует доступ к объектам при проведении ККР. | Согласно части 1 статьи 42.8 Закона № 221- ФЗ уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении ККР осуществляется по правилам , предусмотренным частью 1.1 статьи 43 Закона № 218- ФЗ , в том числе с использованием документов , указан ных в части 3 статьи 42.6 Закона № 221- ФЗ . Исходя из положений пункта 34 Требований, утвержденных приказом Росреестра Таким образом, в указанном случае представляется целесообразным применение метода или совокупности методов, позволяющих определить местоположение объектов комплексных кадастровых работ без непосредственного присутствия правообладателя |
31 | Если выяснится, что ранее учтенные земельные участки, которые числятся в границах населенного пункта фактически расположены | Если земельный участок фактически расположен в границах территории выполнения ККР, то сведения о таком объекте недвижимости включаются в карту-план территории. ККР в отношении земельных участков, по сведениям ЕГРН находящихся При этом в реквизите «7» пояснительной записки карты-плана территории |
32 | Как вносить изменения в сведения ЕГРН по зарегистрированным объектам капитального строительства, если они поменяли свои параметры, основания для внесения. | В случае выполнения ККР, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 42.1 Закона Внесение в ЕГРН основных сведений об объектах недвижимости осуществляется |
33 | Перемещение соседнего земельного участка на уточняемый земельный участок. (Несоответствие сведений о координатах характерных точек границ земельного участка его фактическому местоположению). Такая ошибка чаще всего происходит с сохранением конфигурации и площади земельного участка. | В случаях выявления несоответствий (пересечений) в местоположении границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, В случае если причиной пересечения границ является техническая ошибка (например, сведения ЕГРН о местоположении границы смежного земельного участка не соответствуют сведениям, содержащимся в документах реестрового дела) или реестровая ошибка, такая ошибка устраняется в порядке, установленном статьей 61 Закона № 218- ФЗ . Если ошибка допущена кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ Дополнительно отмечаем, что такая ошибка может быть исправлена также в рамках выполнения ККР, если кадастровый квартал, в котором расположен такой смежный земельный участок, будет являться предметом государственного или муниципального контракта на выполнение таких работ. Если такая ошибка возникла из документа, на основании которого выполнялись кадастровые работы в отношении смежного земельного участка, то исправление этой ошибки потребует изменения документа, на основании которого расположенный в другом кадастровом квартале земельный участок был образован. В случае отсутствия возможности разрешения вопроса об устранении ошибки, являющейся причиной пересечения границ земельных участков в период выполнения ККР, ККР работы в отношении земельного участка, в описании местоположения границ которого содержится такая ошибка, не выполняются, в карту-план территории сведения о таком земельном участке не включаются, в реквизите «7» раздела «Пояснительная записка» приводятся соответствующие пояснения. |
34 | При проведении ККР на земельных участках, которые находятся на территории единого землепользования. | Земельный участок, представляющий собой Единое землепользование, может быть объектом ККР в том случае, если он полностью (целиком) расположен в границах территории выполнения ККР. Если обособленные участки такого земельного участка находятся в разных кадастровых кварталах, то весь объект находится в кадастровом квартале с порядковым номером "0", границы которого совпадают с границами соответствующего кадастрового района (пункт 8 порядка кадастрового деления, пункт 3 порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877). Согласно части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ выполнение ККР в отношении части территории кадастрового квартала возможно только в случае если такая часть кадастрового квартала в соответствии с частью 1 статьи 42.11 Закона № 221- ФЗ является территорией выполнения ККР финансируемых за счет средств физических и ( или ) юридических лиц , заинтересованных в выполнении таких работ . Сведения о таком земельном участке в карту-план не включаются, а в реквизите «7» раздела «Пояснительная записка» приводятся соответствующие пояснения. |
35 | Оповещение населения о проведении комплексных кадастровых работ. | Порядок извещения о начале выполнения ККР установлен частями 1 – 3 статьи 42.7, частями 4 и 5 статьи 42.11 Закона № 221- ФЗ . Запрет на иные способы извещения о начале выполнения ККР Законом № 221- ФЗ не установлен . |
36 | В ЕГРН содержатся сведения о земельных участках с видом разрешенного использования «Для эксплуатации индивидуального гаража», «Для установки и эксплуатации гаража», «Под эксплуатацию гаража», «Под гараж», «Гараж», «Под коммунально-складские объекты» и т.п. (виды разрешенного использования применялись до утверждения Правил землепользования и застройки), в отношении которых в настоящее время проводятся ККР. Правилами землепользования и застройки Великого Новгорода (далее – Правила) установлены предельные размеры земельных участков (минимальная/ максимальная площадь земельных участков) для видов разрешенного использования «2.7.1 Хранение автотранспорта» и «2.7.2 Размещение гаражей для собственных нужд». Просим разъяснить возможно ли при уточнении границ земельных участков и исправлении реестровых ошибок о местоположении границ земельных участков с видом разрешенного использования, отличным от вида разрешенного использования, установленного действующими Правилами, применить установленные правилами предельные размеры земельных участков без изменения или приведения в соответствие с Правилами вида разрешенного использования земельного участка. | Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков Таким образом, полагаем, что в указанном случае в качестве критерия уточнения площади земельного участка принимается величина не более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН (содержались в ЕГРН до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 Закона № 218- ФЗ ). |
37 | В настоящее время ФГИС ЕГРН автоматически не корректирует части уточняемых земельных участков, образованных в связи с частичным расположением земельных участков в границах зон с особыми условиями использования территории, в случае если в результате ККР изменилось местоположение границ земельного участка. Ручная корректировка границ частей очень трудозатратна. | В случае, если необходима доработка ФГИС ЕГРН, следует создать инцидент в ЕСРОО |
38 | Частью 3 статьи 42.6 Закона № 221- ФЗ определено, что для определения местоположения границ земельных участков при выполнении ККР могут использоваться, в том числе ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах, расположенных | Согласно части 2.6 статьи 45 Закона № 221- ФЗ сведения , содержащиеся При этом, как установлено частью 2.8 статьи 45 Закона № 221- ФЗ копии , указанных 1) по запросу органа регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня поступления такого запроса; 2) по запросу другого органа государственной власти или органа местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления такого запроса. Ни положениями Закона № 218- ФЗ , ни положениями Закона № 221- ФЗ , При этом согласно части 2.7 статьи 45 Закона № 221- ФЗ порядок предоставления копий , указанных в части 2.1 статьи 45 Закона № 221- ФЗ технических паспортов , оценочной и иной документации ( регистрационных книг , реестров , правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 42.2 Закона № 221- ФЗ заказчиком комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет бюджетных средств, является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также учитывая необходимость содействия заказчиков в получении необходимых материалов для выполнения ККР, запросы о предоставлении копии технических паспортов могут направлять заказчики в целях их дальнейшего предоставления исполнителям ККР. |
39 | Выявлен объект недвижимости (жилой дом) с зарегистрированными правами, фактически разрушен. Подлежит ли такой объект ККР? | Согласно части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ под ККР понимаются кадастровые работы , которые выполняются одновременно в отношении всех об ъектов недвижимости, указанных в части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ , расположенных на территории , являющейся территорией выполнения ККР . Сведения об объектах недвижимости , которые При этом в соответствии с пунктом 28 Требований № П /0337 в реквизите « 7 » пояснительной записки карты - плана территории приводится информация о причинах , |
40 | В ходе выполнения геодезических работ не удалось попасть на территорию нескольких земельных участков для определения координат объектов недвижимости, расположенных на них. | В соответствии с частью 6 статьи 42.6 Закона № 221- ФЗ правообладатели объектов недвижимости , являющихся объектами комплексных кадастровых работ , не вправе препятствовать выполнению ККР и обязаны обеспечить доступ к указанным объекта м недвижимости исполнителю ККР. Согласно части 1 статьи 42.8 Закона № 221- ФЗ уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении ККР осуществляется по правилам , предусмотренным частью 1.1 статьи 43 Закона № 218- ФЗ , в том числе с использованием документов , указанных в части 3 стат ьи 42.6 Закона № 221- ФЗ . В соответствии с пунктом 34 Требований № П /0337 при заполнении текстовой части карты - плана территории указывается метод определения координат характерных точек границ земельных участков , контура здания , сооружения , объекта незаверш енного строительства, который применялся при выполнении ККР, обеспечивающий точность определения таких координат в соответствии с требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требованиями Таким образом, в указанном случае представляется целесообразным применение метода или совокупности методов, позволяющих определить местоположение объектов комплексных кадастровых работ без непосредственного присутствия правообладателя |
41 | Выявлены объекты капитального строительства и земельные участки по сведениям ЕГРН, находящиеся в кадастровом квартале в отношении которого проводятся ККР, но фактически расположенных в иных кадастровых кварталах. Как осуществлять ККР в отношении данных объектов? | Согласно части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ под ККР понимаются кадастровые работы , которые выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимости , указанных в части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ , рас положенных на территории, являющейся территорией выполнения ККР. ККР в отношении объектов капитального строительства и земельных участков При этом в реквизите «7» пояснительной записки карты-плана территории |
42 | В ходе ККР был выявлен земельный участок, который | В соответствии с частью 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ сведения о таком объекте недвижимости включаются в карту - план территории и кадастровым инженером территории приводится обоснование включения в карту-план территории сведений о таком объекте недвижимости. |
43 | Может ли оформлять карту (план) кадастровый инженер не указанный в извещении о начале проведения ККР, но являющийся работником того же юридического лица, с кем заключен муниципальный контракт? | Законом № 221- ФЗ и Требованиями № П /0337 не установлен запрет на оформление карты - плана территории кадастровым инженером являющийся работником юридического лица , с которым заключен муниципальный контракт , не указанным в извещении о начале выполнения КК Р. |
44 | В границах территории кадастрового квартала при выполнении ККР выявлены ОКСы (одноэтажные жилые дома), сведения о которых не содержатся в ЕГРН. В администрации муниципального района, где расположен данный ОКС также нет информации о наличии правоустанавливающих документов. Какие действия должен предпринять кадастровый инженер в отношении таких объектов недвижимости? | В соответствии с пунктом 4.1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ , в случае выявления расположенных в границах территории выполнения ККР земельных участков, сведения Если в отношении объекта капитального строительства имеются основания для внесения сведений о нем как о ранее учтенном объекте недвижимости по правилам частей 5 - 8 статьи 69 Закона № 218- ФЗ , в силу пункта 3 части 2, части 4.1 статьи 42.6, части 6 статьи 42.7 Закона № 221- ФЗ необходимо обеспечить внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, определить его местоположение на земельном участке и включить Также обращаем внимание, что в строке 7 реквизита 3 раздела "Сведения |
45 | Выявлены земельные участки, площадь которых больше площади, указанной в ЕГРН более чем на 10 %, при этом предельный минимальный размер земельного участка не установлен правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципального образования (в том числе земельный участок с разрешенным использованием - кладбища). Какие действия необходимо выполнить в отношении этих земельных участков при выполнении ККР. | Согласно части 4 статьи 42.8 Закона № 221- ФЗ в случае , если в результате уточнения местоположения границ з емельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки 1) устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии 2) готовит информацию о границах фактического использования земельных участков, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков в случае, если сведения |
46 | Выявлены случаи необходимости уменьшения площади земельного участка под многоквартирным домом более чем на 10%. Помещения в этих МКД преимущественно принадлежат администрации муниципального образования, но есть и собственники - физические лица. Кто в этом случае должен согласовывать уменьшение площади земельного участка под МКД более чем на 10%? | Согласно части 5 статьи 42.8 Закона № 221- ФЗ в случае , если в результате уточнения местоположения границ земельного участка , в отношении которого ККР , в том числе Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, занятый многоквартирным домом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в таком доме. Таким образом, согласие правообладателя земельного участка с результатами комплексных кадастровых работ должно быть подписано всеми собственниками помещений |
47 | Управлением выявляются случаи проведения ККР кадастровыми инженерами с низкой квалификацией, а также большим количеством допущенных ошибок в ходе осуществления кадастровой деятельности, повлекшими принятие решений о приостановлении государственного кадастрового учета. При этом, саморегулируемая организация кадастровых инженеров, должного методического обеспечения исполнителю комплексных кадастровых работ не оказывает. В целях оперативного внесения сведений, полученных в ходе проведения ККР, сотрудниками органа регистрации прав осуществляется полное методическое сопровождение исполнителей. При этом функции по методическому обеспечению кадастровой деятельности членов такой саморегулируемой организации, в том числе организация стажировки и контроль за ее прохождением возложены на СРО. | В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 29.1 Закона № 221- ФЗ кадастровый инженер обязан один раз в три года проходить обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, срок освоения которой устанавливается типовой дополнительной профессиональной программой, утвержденной Типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.08.2016 № 541. Типовая дополнительная программа (программа повышения квалификации «Современные технологии в области кадастровой деятельности» содержит примерный учебный план, который включает в себя раздел «Комплексные кадастровые работы. Результаты комплексных кадастровых работ», общей трудоемкостью 6 часов. Учитывая полномочия методического органа СРО КИ и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее – национальное объединение), в случае выявления территориальными органами Росреестра ошибок, допускаемых кадастровыми инженерами при выполнении ККР, полагаем необходимым направлять соответствующую информацию в СРО КИ и национальное объединение в целях оказания ими методической, консультационной и координационной помощи кадастровым инженерам, осуществляющим проведение ККР. |
48 | Использование БПЛА при создании КПТ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики | В настоящее время проведение аэросъемочных работ с борта беспилотного воздушного судна регулируется дополнениями «Об особенностях производства аэросъемочных работ Проведение аэрофотосъемки с борта беспилотного воздушного судна предусматривает проведение следующих процедур: - получение разрешения на проведение аэрофотосъемочных работ (разрешение предоставляется последовательным рассмотрением заявки Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, штабами военных округов (штабом Северного флота), территориальным подразделением ФСБ России); - получение разрешения на использование воздушного пространства (предоставляется органами системы организации воздушного движения (за исключением выполнения полетов беспилотных воздушных судов массой менее 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности вне зон ограничения и запрещения полетов или иных зон); - получение разрешения на проведение авиационных работ над территорией населенных пунктов (предоставляется органами местного самоуправления при проведении работ в границах населенных пунктов); - проведение контрольного просмотра (проводится штабом военного округа (штабом Северного флота). В соответствии с пунктом 1 постановления государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики от 05.08.2022 № 180 на время действия специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики , Луганской Народной Республики Запорожской и Херсонской областей установлен запрет на использование беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве Донецкой Народной Республики. |
49 | В связи с проведением боевых действий на территории города Мариуполя, на данный момент существует ряд проблем, а именно: отсутствие кадастровой документации; отсутствие полного набора сведений о земельных участках и их правообладателях в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРП); отсутствие кадастровой стоимости земельных участков. | Особенности выполнения ККР на указанных территориях будут установлены Указами Глав регионов. Предложения Росреестра направлены письмами Росреестра № 13-4161- АБ /23 – в Донецкую Народную Республику, № 13-4162- АБ /23 – в Луганскую Народную Республику, № 13-4164-АБ/23 – в Запорожскую область, № 13-4163- АБ /23 – в Херсонскую область . |
50 | Отсутствие на публичной кадастровой карте сведений о кадастровом делении кадастрового округа «Донецкий» на кадастровые районы | Кадастровое деление кадастрового округа «Донецкий» (93) утверждено приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30.12.2022 № П -747-22. Указанная информация в том числе Положениями пункта 7 Указа временно исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики от 28.12.2022 № 73 «Об особенностях регулирования имущественных отношений и отношений по государственному кадастровому учету недвижимого имущества , государственной регистрации права на недвижимое имущество на территории Донецкой Народной Республики» установлено, что выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории и Донецкой Народной Республики, осуществляется исключительно силами ППК «Роскадастр». Таким образом, сбор и анализ документов и материалов, содержащих исходные данные, в том числе о кадастровом делении кадастрового округа «Донецкий», необходимые для выполнения в 2024 году ККР на территории муниципальных образований в Донецкой Народной Республике осуществляет ППК «Роскадастр». |
Должны ли кадастровые инженеры ставить в рамках ККР гаражи в блоках, которые попадают под гаражную амнистию? В том числе, если они стоят как здания в ЕГРН. | Согласно части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ под ККР в целях Закона № 221- ФЗ понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов, или территориях, указанных в части 1 статьи 42.11 Закона № 221- ФЗ , в том числе здан ий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Таким образом, если сведения о гаражах содержатся в ЕГРН в виде сведений о зданиях и они расположены в границах территории выполнения ККР, то такие объекты недвижимости включаются в перечень объектов, в отношении которых выполняются ККР. | |
51 | Сведения по ККР внесены в ЕГРН. По результатам выполненных работ обнаружены ошибки: 1. уточнены границы ОКСов на земельных участках, которые фактически отсутствуют, 2. координаты ЗУ указаны не верно. Как исправить в рамках контрактов, заключенных между заказчиком МО и кадастровым инженером, и внести изменения в ЕГРН? | В соответствии с ч. 4 ст. 42.1 Закона № 221- ФЗ повторное выполнение комплексных кадастровых работ на территории кадастрового квартала (кварталов), ранее являвшегося территорией выполнения комплексных кадастровых работ, не допускается. Реестровая ошибка, в случае если она была допущена исполнителем при выполнении ККР, может быть исправлена в порядке, установленном статьей 61 Закона № 218- ФЗ . |
52 | Включать ли в карту-план земельные участки и ОКСы, находящиеся в Аресте, в Ипотеке. | Арест: В соответствии с пунктом 37 части 1 статьи 26 Закона № 218- ФЗ осуществление государственного кад астрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 статьи 26 Закона № 218- ФЗ , приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 статьи 26 Закона Учитывая положения статьи 80 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» , статьи 115 Уголовно - процессуального кодек са Российской Федерации, статьи 140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи. Описание местоположения границ земельного участка в силу части 1 и пункта 3 части 4 статьи 8 Закона № 218- ФЗ относится к числу основны х сведений об объекте недвижимости, то есть характеристик, которые позволяют определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 218- ФЗ уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельно го участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в ЕГРН, сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона № 218- ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков . Верховным Судом Российской Федерации в определении от 07.10.2015 по делу Учитывая изложенное, осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости не предусматривает действий по распоряжению недвижимым имуществом. При этом в случае наличия (поступления) в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении предусмотренных пунктом 37 части 1 статьи 26 Закона № 218- ФЗ ареста , запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом государственный регистратор прав , при принятии решения об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости должен исходить из существа наложенного ареста (запрета) и при возникновении сомнений относительно возможности осуществления учетных действий обратиться за разъяснениями в орган, наложивший соответствующий арест (запрет). Ипотека: Согласно части 4 статьи 53 Закона № 218- ФЗ , если в отношении объекта недвижимого имущества или права на объект недвижимости осуществлена государственная регистрация ипотеки , то внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о таком объекте недвижимого имущества осуществляется при наличии письменного согласия залогодержателя, если иное не установлено Законом № 218- ФЗ или договором об ипотеке . Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 11.2, пункту 6 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в случае наличия залога Получение согласия залогодержателя в ходе проведения ККР в случае уточнения местоположения границ находящегося в залоге земельного участка не требуется. При этом статьей 42.10 Закона № 221- ФЗ установлен особый порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении ККР . Согласно пункту 2 части 1 статьи 42.6 Закона № 221- ФЗ в состав процеду р при выполнении ККР входит согласование местоположения границ земельных участков путем проведения заседаний согласительной комиссии по этому вопросу. Частью 6 статьи 42.6 Закона № 221- ФЗ установлено , что к полномочиям согласительной комиссии по вопросу с огласования местоположения границ земельных участков, в отношении которых выполняются ККР, относятся в том числе рассмотрение возражений заинтересованных лиц, указанных в части 3 статьи 39 Закона № 221- ФЗ , относительно местоположения границ земельных участ ков. Установленный частью 3 статьи 39 Закона № 221- ФЗ перечень заинтересованных лиц , с которыми осуществляется согласование местоположения границ земельных участков , является исчерпывающим . При этом в данном перечне заинтересованных лиц отсутствует указание Таким образом, принимая во внимание статью 343, пункт 1 статьи 334 Гражданского Кодекса Российской Федерации, главу V Федерального закона от 16.07.1998 № 102- ФЗ Вместе с тем учитывая часть 14 статьи 42.10 Закона № 221- ФЗ возражения относительно местоположения границ земельного участка , указанного в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ , представл яются в согласительную комиссию заинтересованными лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона № 221- ФЗ . |
53 | По требованиям карта-план готовится на плановой подложке. На оформляемые сады кроме Схем распределения садовых участков плановый материал отсутствует. | Согласно пункту 69 Требований № П /0337 схема оформляется с использованием картографической основы ЕГРН или иного картографического материала, соответствующего требованиям, предъявляемым к картографической основе ЕГРН, в том числе карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, сведений, содержащихся в использованном при выполнении ККР кадастровом плане территории, схемы расположения элемента планировочной структуры, включенной в материалы по обоснованию утвержденного проекта планировки территории (при наличии), схемы организации улично-дорожной сети |
54 | Отсутствует проект организации и застройки территории СНТ Автодорожник в кадастровом квартале 45:25:050104, возможно ли без него вносить в карта(план) сведения об уточняемых земельных участках, необходимых для исправления реестровых ошибок. | Согласно части 3 статьи 42.6 Закона № 221- ФЗ для определения местоположения границ зе мельных участков при выполнении ККР могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных |
55 | Несоответствие видов разрешенного использования образуемых земельных участков в проекте межевания территории градостроительным регламентам, установленным для территориальных зон, в которых определяются образуемые ЗУ/несоответствие ВРИ в ПЗЗ классификаторов видов разрешенного использования. | В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение Таким образом, целевое назначение и виды разрешенного использования образуемых земельных участков могут отличаться от целевого назначения и вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом при образовании земельного участка по общему правилу целевое назначение По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 ГрК РФ). В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований законодательства. Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Виды разрешенного использования земельных участков предусмотрены классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Классификатор содержит как наименования видов разрешенного использования земельных участков, так и описание деятельности, допускаемой на земельных участках При этом отмечаем, что в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона Вместе с тем частью 13 статьи 34 Закона № 171- ФЗ предусмотрено , что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земе льных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором. Согласно части 13 статьи 34 Закона № 171- ФЗ принятие решения о б установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору осуществляется органом, уполномоченным на установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, который выбирает из числа видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором, вид разрешенного использования, описание которого максимально соответствует «исходному» виду разрешенного использования земельного участка в части допустимых видов деятельности, учитывая в том числе фактически осуществляемую деятельность. Также согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2019 г. № 310- КГ 18-22632 при реализации полномочий , предусмотренных частью 13 статьи 34 Закона № 171- ФЗ , уполномоченный орган не устанавливает новый либо изменяет прежний вид разрешенного использования земельного участка, а приводит в соответствие ранее установленный вид разрешенного использования действующему Классификатору. |
56 | Возможно ли после завершения выполнения ККР (муниципальный контракт актирован и закрыт) откорректировать границу земельного участка посредством внесения изменения в редакцию Карта-плана территории (согласование границ провести посредством согласительной комиссии)? Если да, то Карта-план территории должен содержать все объекты в квартале или только те, в отношении которых проводится корректировка границы? | В соответствии с ч. 4 ст. 42.1 Закона № 221- ФЗ повторное выполнение ККР Результатом проведения ККР является карта-план территории, содержащей необходимые для внесения в ЕГРН сведения. Реестровая ошибка, в случае если она была допущена исполнителем при выполнении ККР, может быть исправлена в порядке, установленном статьей 61 Закона № 218- ФЗ . Выполнение ККР осуществляется на основании контракта на выполнение ККР (часть 2 статьи 42.3 Закона № 221- ФЗ ) и на основании договора подряда на выполнение ККР ( часть 2 статьи 42.3 Закона № 221-ФЗ). Поэтому условия выполнения таких работ в том числе обязанность по доработке карты-плана осуществляется в соответствии с такими документами. Требованиями № П /0337 не предусмотрена подготовка карты - плана территории В случае если основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренные статьей 26 Закона № 218- ФЗ , были выявлены Карта-план территории, доработанная с учетом замечаний, указанных в уведомлении Орган регистрации прав осуществляет государственный кадастровый учет в случае устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета, и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета. |
57 | На территории ККР выявлен объект – сооружение «Сложная вещь», состоящая из подземных и надземных элементов. В рамках ККР должны ли уточняться такие объекты? | Частью 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ предусмотрено , что ККР выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории выполнения ККР зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых. Согласно части 2 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ в результате выполнения ККР в том числе : осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН; обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. |
58 | При выполнении ККР к исходным данным относятся Выписки ЕГРН, которые Заказчик работ отказывается предоставлять. В результате приходится Исполнителю заказывать Выписки ЕГРН, которые предоставляют без сведений о правообладателе (с 01.03.2023 года), | Согласно части 1 статьи 62 Закона № 218- ФЗ сведения , содержащиеся в ЕГРН , Согласно части 4 статьи 42.6 Закона № 221- ФЗ имеющиеся в распоряжении заказчика ККР материалы и необходимые для выполнения ККР сведения, в том числе сведения ЕГРН (в электронном виде), государственного адресного реестра (в электронном виде), сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и других систем Учитывая положения части 6 статьи 36.3, частей 13, 16.2 статьи 62 Закона |
На территории кадастрового квартала по сведениям ЕГРН расположены земельные участки и объекты недвижимости, но фактическое их расположение в границах кадастрового квартала при выполнении комплексных кадастровых работ не выявлено. Например, Вопрос: Какую ответственность несёт кадастровый инженер при сдачи карта-плана для внесения сведений в Росреестр, если не обнаружены, не выявлено местоположение объектов в кадастровом квартале относительно сведений ЕГРН? | Согласно части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ под ККР понимаются кадастровые работы , которые выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимости , указанных в части 1 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ , расположен ных на территории, являющейся территорией выполнения ККР. ККР в отношении объектов капитального строительства и земельных участков При этом в реквизите «7» пояснительной записки карты-плана территории При выявлении входе выполнения ККР объектов ККР, фактически расположенных | |
59 | В ходе выполнения комплексных кадастровых работ выявлены земельные участки и объекты капитального строительства без прав. Каким образом поступать с такими объектами?
| Согласно части 4.1. стать 42.1 Закона № 221- ФЗ в случае выявления расположенных Если на территории выполнения ККР находятся объекты, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но при этом отсутствуют сведения о зарегистрированных правах или |
60 | В случае выявления в ходе выполнения комплексных кадастровых работ несоответствия координат здания, установленными другим кадастровым инженером, с фактическим расположением здания можно ли устранять данное несоответствие при выполнении работ? И «зачтется» ли данная ошибка тому кадастровому инженеру, который неправильно установил координаты здания. | Несоответствие сведений ЕГРН о контуре здания его фактическому местоположению, возникшее вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы согласно части 3 статьи 61 Закон № 218- ФЗ квалифицируется как реестровая ошибка, исправление которой согласно пункту 5 части 2 статьи 42.1 Закона № 221- ФЗ обеспечивается при выполнении ККР . В соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 29 Закона № 221- ФЗ кадастровый инженер исключается из саморегулируемой организации кадастровых инженеров в случае принятия за последние три года деятельности кадастрового инженера органом регистрации прав десяти и более решений о необходимости устранения воспроизведенных в ЕГРН ошибок, содержащихся в межевом плане, техническом плане или карте-плане территории |
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.