Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
Исходя из норм законодательства и письма Росреестра от 26 июля 2021 г. №13/1-5668-АБ/21, кадастровый инженер наделен полномочиями по подаче документов для осуществления учетно-регистрационных действий без доверенности на основании договора подряда и соответствующих документов, если такие документы заверены электронными подписями кадастрового инженера и Заказчика кадастровых работ.
При этом в ряде регионов сложилась практика возможности подачи документов в электронном виде кадастровым инженером без подписания представляемых документов электронной подписью Заказчика кадастровых работ (Челябинская область, Республика Башкортостан, Тверская область).
В целях единой правоприменительной практики, доступности и оперативности оказания государственных услуг, повышения уровня услуг в электронном виде предлагаем распространить практику (в том числе путем дачи Росреестром письменных разъяснений) подачи кадастровым инженером в электронном виде без подписания представляемых документов электронной подписью Заказчика кадастровых работ во всех субъектах РФ.
ЗакрытьПредусмотренные частью 2.1 статьи 36 Закона № 221-ФЗ документы, подтверждающие полномочия кадастрового инженера – индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера – работника юридического лица на представление заявления в орган регистрации прав без доверенности, должны соответствовать требованиям, установленным статьей 21 Закона № 218-ФЗ, в том числе частью 9 статьи 21 Закона № 218-ФЗ, согласно которой документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов
на бумажном носителе.
Таким образом, положения Законов № 218-ФЗ, № 221-ФЗ в настоящее время предусматривают, что договор подряда на выполнение кадастровых работ, представленный в форме электронного образа документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такой документ на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Вопрос закрепления на законодательном уровне полномочий кадастрового инженера в случаях, предусмотренных частью 2.1 статьи 36 Закона № 221-ФЗ , в части представления документов для осуществления государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав в электронном виде на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ, заключенного в форме документа на бумажном носителе, может быть рассмотрено при подготовке предложений в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год.
Вопрос: почему выдаются решения о приостановлении в указанном случае, если точность вносимых координат составляет 1 см?
Какой должна быть величина допустимого пересечения (критерий пересечения) в ЕГРН?
- 1 или 3 см. (исходя из точности вносимых координат);
- или исходя из величины СКП (по аналогии с частью 11 статьи 22 218-ФЗ)?
Как быть с пересечениями, которые уже есть в ЕГРН у объекта кадастровых работ? Интересует именно случай, когда существует в ЕГРН пересечение границ исходного участка с другим в пределах, не превышающей величины СКП. Как можно инициировать процедуру устранения пересечения в ЕГРН силами Росреестра без необходимости нести дополнительные затраты собственнику земельного участка.
ЗакрытьСогласно пункту 20 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ).
Действующее законодательством не раскрывает понятие «пересечение границ земельных участков».
Кроме того, действующим законодательством, в том числе Законом № 218-ФЗ, также не установлены «допустимые пределы пересечения границ земельных участков» и порядок использования предельной допустимой погрешности положения характерных точек границ земельного участка для установления факта пересечения границ земельных участков.
При этом средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек согласно пункту 4 Требований к точности[1], рассчитывается для оценки точности определения координат характерных точек.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).
Таким образом, выполнение кадастровых работ, должно осуществляться в том числе с учетом сведений ЕГРН о местоположении частей (характерных точек) границ земельных участков, советующих Требованиям к точности.
Учитывая изложенное, в отношении земельных участков, границы которых имеют общую (смежную) часть границ, то есть смежных земельных участков, в ЕГРН должны содержаться идентичные сведения о координатах характерных точек смежных частей их границ.
На наш взгляд, в случае когда при автоматической проверке в федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН выявлено «точка не совпадает с точкой земельного участка», «обнаружены точки смежного земельного участка, расположенные в границах проверяемого», обнаружено пересечение с земельным участков» в пределах установленной для соответствующей категории земель и вида разрешенного использования средней квадратической погрешности свидетельствует о нарушении кадастровым инженером части 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, пунктов 2, 21 Требований № 921[2].
Пересечение величина, которого превышает установленную для соответствующей категории земель и вида разрешенного использования среднюю квадратическую погрешность, может являться следствием реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с которым выявлено данное пересечение.
Частями 6 – 9 статьи 61 Закона № 218-ФЗ установлен порядок исправления реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков.
Учитывая положения частей 6 – 9 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, реестровая ошибка в сведениях ЕГРН может быть исправлена кадастровым инженером в рамках проводимых кадастровых работ или устранена органом регистрации прав
[1] Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, утвержденные приказом Росреестра от 23.10.2020 № П/0393[2] Требования к подготовке межевого плана, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921P.S. Регистраторы требуют, чтобы площадь, указанная в разрешении на строительство, была описана в техническом плане.
ЗакрытьС целью сокращения потенциального различия сведений о площади объекта капитального строительства, указанной в техническом плане такого объекта, по отношению к сведениям о площади такого объекта капитального строительства, указанной в проектной документации и (или) разрешении на строительство, положения Требований к точности, основаны на правилах подсчета площади, указанных в приложении «А. Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема» свода правил «СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»; своде правил «СП 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001»; приложении «Г. Правила подсчета общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и количества этажей здания» свода правил «СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», в связи с чем не усматривается наличие расхождения формулировок по определению площади жилого, а также нежилого здания, указанных в Требованиях к точности и соответствующих сводах правил.
При этом пунктом 61 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрено осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации если в результате строительства или реконструкции площадь здания, сооружения, не являющегося линейным объектом (при условии, что основной характеристикой такого сооружения является площадь), указанная в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, техническом плане, отличается менее чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство
Где и как кадастровый инженер может запросить актуальные сведения о планах этажей здания, содержащиеся в ЕГРН?
ЗакрытьСогласно частям 13 - 15 статьи 40 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, помещения или машино-места в них в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане:
1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию) и (или) проектной документации объекта капитального строительства;
2) акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения, образованные (измененные) в результате перепланировки).
Сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 статьи 40 Закона № 218-ФЗ, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ), количества этажей, жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии).
В соответствии с Требованиями № П/0329 в разделе выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости "План расположения помещения, машино-места на этаже (плане этажа)" отображается план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения, машино-места. Раздел "План расположения помещения, машино-места на этаже (плане этажа)" оформляется на каждое помещение в здании, сооружении, если выписка из ЕГРН оформляется на здание, сооружение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.1 Закона № 221-ФЗ кадастровый инженер имеет право отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если заказчик кадастровых работ не обеспечил предоставление необходимой информации и (или) необходимых в соответствии с федеральным законом для выполнения кадастровых работ документов
К сожалению, далеко не всегда такие планы содержат необходимую информацию для выполнения кадастровых работ, например, по перепланировке помещения (могут отсутствовать нумерация и площади комнат, отсутствует функционал комнат и т.п.) таким образом, при отсутствии у заказчика кадастровых работ дополнительных материалов технической инвентаризации сведения ЕГРН могут оказаться недостаточны для дальнейших работ.
Кроме того, планы всех помещений разрозненны друг от друга, их невозможно сопоставить, так как предоставляются они в нередактируемом формате.
Учитывая изложенное, считаю, что помимо сведений, которые должны отражаться в выписке из ЕГРН, у участников профессионального сообщества кадастровых инженеров должна быть возможность получения (и соответственно обязанность по предоставлению соответствующий информации) сведений о помещениях в составе отдельного информационного ресурса в редактируемом формате.
ЗакрытьВ соответствии с частью 10 статьи 20 Закона № 218-ФЗ сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, если подготовка технического плана осуществляется в случаях, предусмотренных частями 3 и 3.1 Закона № 218-ФЗ, либо на основании проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки. Представление в качестве приложения к техническому плану помещения, машино-места проектной документации (копий такой документации), если подготовка технического плана осуществляется в случаях, предусмотренных частями 3 и 3.1 статьи 40 Закона № 218-ФЗ, либо на основании проекта перепланировки (копии такого проекта) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о таких документации, проекте. Сведения из таких документации, проекта включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.1 Закона № 221-ФЗ кадастровый инженер имеет право отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если заказчик кадастровых работ не обеспечил предоставление необходимой информации и (или) необходимых в соответствии с федеральным законом для выполнения кадастровых работ документов.
При этом вопрос о размещении в открытых источниках проектной документации представленной для получения разрешительной документации требует проработки с Минстроем России
В этой связи считаю необходимым проработать вопрос об утверждения сборника примеряемых условных обозначений для подготовки поэтажных планов, по аналогии со сборником условных обозначений для топографической съемки. Иначе работа кадастрового инженера и регистратора превращается в поиск «трёх отличий на картинках»
Аналогичная позиция касается линейных размеров: регистраторы практически всегда указывают на недостаточность линейных размеров. Однако в требованиях отсутствует указание на то, сколько должно быть линейных размеров, для идентификации параметров помещения. При этом согласно требованиям план изготавливается в масштабе, что подразумевает возможность определения любого размера элемента, указанного на плане. Таким образом, такая неоднозначная трактовка в гипертрофированном виде в принципе делает учёт невозможным, так как невозможно теоретически указывать все размеры помещения, если такое помещение имеет форму чуть сложнее прямоугольника. Но главное, непонятно зачем нужно указывать все размеры, если план подготовлен в определенном масштабе.
ЗакрытьВ соответствии с частью 5 статьи 29 Закона № 218-ФЗ уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения Закона № 218-ФЗ.
Аналогичное требование также содержится в пункте 70 Административного регламента федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278.
Для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с приложением к Требованиям № 953.
При этом пункт 52, 59 Требований № 953 не исключает возможности отображения на Плане иных элементов (в том числе использование для их отображения не указанных в приложении к Требованиям № 953 условных знаков), содержащихся в документах, на основании которых подготовлена графическая часть технического плана.
Таким образом, состав условных знаков, которыми кадастровый инженер дополняет План определяется кадастровым инженером самостоятельно. При этом в техническом плане должны быть указаны все использованные кадастровым инженером условные знаки (а не все установленные в приложении к Требованиям № 953), в том числе которые не содержатся в приложении к Требованиям № 953 (сантехника и оборудование на Плане не отображается). При этом применяемые кадастровым инженером условные знаки при их отсутствии в приложении к Требованиям № 953 должны соответствовать таким условным знаками (обозначениями), отраженным в проектной документации или иных документах, на основании которых в соответствии с пунктом 51 Требований № 953 подготовлена графическая часть технического плана.
В соответствии с пунктом 61 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Росреестра от 15.03.2022 № П/0082 (вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921) для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с приложением № 2 к указанным требованиям.
При этом, для отражения в графической части технического плана необходимой информации, после вступления в силу указанного Приказа, появится возможность применение иных (не указанных в приложении № 2 к требованиям) условных знаков при условии отражения информации о них в условных обозначениях, примененных в соответствующем разделе графической части технического плана.
Также в территориальные органы Росреестра направлены формулировки типовых причин приостановления учетно-регистрационных действий, в том числе МКД и ИЖС (размещены в информационно-правовой системе «КонсультантПлюс»), согласно которым неуказание линейных размеров (как правило выступов, ниш и т.п.), а также условных знаков (каких-либо), использованных кадастровым инженером при подготовке Плана, при отсутствии иных основных (как указано в названных типизациях) причин для приостановления, не может, на наш взгляд, являться основанием для приостановления
Основания для исключения кадастрового инженера из саморегулируемой организации кадастровых инженеров установлены частью 15 статьи 29 Закона № 221-ФЗ и предусматривают в том числе предусмотренное пунктом 5 названной части количество принятых в течение календарного года органом регистрации прав решений об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий, которые связаны с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования, картой-планом территории.
При этом, если отказ в осуществлении учетно-регистрационных действий, связанный с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования, картой-планом территории, признан судом незаконным, полагаем, что такой отказ не должен включаться в указанный в пункте 5 части 15 статьи 29 Закона № 221-ФЗ процент принятых в течение календарного года органом регистрации прав решений об отказе.
Следует отметить, пунктом 69 Требований к подготовки межевого плана и составу содержащихся нем сведений, утвержденных приказом Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 (вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России 08.12.2015 № 921) установлена возможность привести в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе в случае отсутствия картографических материалов или документов, необходимых для их определения.
При этом, 01.09.2022 вступает в силу часть 1.1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ (введена Федеральным законом 30.12.2021 № 478-ФЗ), согласно которой при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, государственным регистратором прав не осуществляется
В соответствии с частью 9.1 статьи 24 Закона № 218-ФЗ не требуется использования проектной документации, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию для подготовки технического плана в отношении учтенного до 01.01.2013 объекта капитального строительства исключительно для целей внесения в ЕГРН сведений о местоположении такого объекта капитального строительства.
В силу пункта 4 части 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с внесением в ЕГРН сведений о местоположении объекта капитального строительства осуществляется по заявлению собственника этого объекта.
ЗК установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Для принятия решения о наличии/отсутствии оснований для приостановления учетных действий в каждом случае необходимо исходить из анализа конкретных имеющихся обстоятельств, таких как, например, наличие/отсутствие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка (земельных участков), в том числе с учетом сведений о местоположении объекта недвижимости, определяемом согласно описанию местоположения границ земельного участка или контура здания, и адресе (местоположении) объекта недвижимости
-пересечение с кадастровым кварталом;
- совпадение образующихся объектов с предыдущими;
- объединение образующихся объектов не совпадает с объединением исходных;
- обнаружена область чересполосицы;
- точка ... не совпадает с точкой ...;
пересечение границ менее 1 см
Из-за отсутствия других причин для приостановления, регистратор копирует эти причины, не вдаваясь в подробности и не проверяя наличие или отсутствие реальных «пересечений» или «несовпадений».
Приходится неоднократно подавать допы, расписывая в ЗКИ на 3 листа что причин для приостановления нет. Но регистратор не читает ЗКИ. Приходится обращаться в СРО, апелляционную комиссию, и за 1 день до комиссии регистратор приостановку снимает.
ЗакрытьОтвет на часть вопроса дан под № 10.
Дополнительно в части «обнаружена область чересполосицы».
При проведении пространственного анализа в автоматическом режиме в ФГИС ЕГРН отображается информация о «чересполосице», «буферная зона» которой согласно настройкам ФГИС ЕГРН составляет 5 метров. Соответственно, информация о «чересполосице» отображается в результате проверки представленных для осуществления учетно-регистрационных действий документов в случае, если смежные по сведениям ЕГРН земельные участки находятся на расстоянии до 5 метров друг от друга.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены статьей 11.9 ЗК , согласно пункту 6 которой образование земельных участков не должно приводить
к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК, другими федеральными законами. При этом в действующем законодательстве определение и содержание таких терминов как «вклинивание», «вкрапливание», «изломанность границ», «чересполосица» не установлены.
Основания для приостановления, отказа в осуществлении кадастрового учета предусмотрены статьями 26, 27 Закона № 218-ФЗ. Такое основание приостановления, отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, как наличие «чересполосицы» данными статьями не установлено.
Вместе с тем выявление органом регистрации прав при проведении предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, несоответствий (несовпадений, разрывов) в местоположении границ земельных участков, являющихся смежными согласно сведениям ЕГРН или документам, на основании которых были образованы такие участки, является основанием для приостановления осуществления такого учета в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ
Земельным участкам, не относящимся к землям населенных пунктов и не предназначенным для размещения на них объектов капитального строительства, адреса не присваиваются.
Многие уведомления о приостановлении имеют крайне низкое качество формулировок причин для приостановления, а также содержат нарушения п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии..». в Уведомлении о приостановлении (у большинства причин) отсутствуют обязательные ссылки на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований, указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
(Комментарий КИ: при необходимости, могу прислать примеры указанных выше уведомлений о приостановлении).
ЗакрытьРосреестром на постоянной основе ведется работа с территориальными органами по соответствию требованиям в том числе пункту 70 Административного регламента направляемых уведомлений.
В этих целях разработаны типовые формулировки причин приостановления (размещены в информационно-правовой системе «КонсультантПлюс»).
В адрес Национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров будет направлено письмо с подробными разъяснениями по порядку указания в межевом и техническом плане сведений об адресе объектов недвижимости.
Кроме того, данный вопрос будет рассмотрен в рамках совещания с профессиональными участниками кадастровой деятельности, которое состоится 25.05.2022
Согласно представленному межевому плану при исправлении ошибки в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000020:210 (единое землепользование), формируются новые обособленные участки, однако согласно уведомлению о возврате связь между единым землепользованием и обособленными участками отсутствует.
ЗакрытьКак указано в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана, «Межевой план подготовлен только по уточнению местоположения границ и (или) площади трех обособленных земельных участков с кадастровыми номерами: 69:19:0000020:269, 69:19:0000020:309, 69:19:0000020:304 входящих в состав единого землепользования 69:19:0000020:210. Площадь земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000020:210 (единое землепользование) по сведениям ЕГРН составляет 19315582 кв. м. В ходе кадастровых работ установлено, что площадь обособленного земельного участка:
1) 69:19:0000020:269 по сведениям ЕГРН составляет 27738 кв. м. В результате работ земельный участок 69:19:0000020:269 разделился на два. Площадь земельного участка 69:19:0000020:269 составила 13063,11 кв. м и ЗУ1 – 12747,99 кв. м;
2) 69:19:0000020:304 по сведениям ЕГРН составляет 77099 кв. м. В результате работ площадь обособленного земельного участка 69:19:0000020:304 составила 76458,50 кв. м;
3) 69:19:0000020:309 по сведениям ЕГРН составляет 271298 кв. м. В результате работ земельный участок 69:19:0000020:309 разделился на три. Площадь земельного участка 69:19:0000020:309 составила 14617,97 кв. м, ЗУ1 – 38216,93 кв. м., ЗУ2 – 207615,30 кв. м.
Общая площадь Торжокского лесничества по сведениям Государственного лесного реестра составляет 316204 га. Уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000020:210 при проведении работ по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 69:19:0000020:210 не влечёт за собой уменьшение общей площади Торжокского лесничества по сведениям ГЛР. Работа по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка
с кадастровым номером 69:19:0000020:210 выполнена с целью приведения в соответствие сведений ЕГРН и сведений ГЛР».
Поскольку в отношении обособленных участков, как указано в ЗКИ и межевом плане, осуществлен раздел, полагаем, что в рассматриваемом случае речь не может идти о наличии реестровой ошибкой, образование обособленных участков путем раздела иного обособленного земельного участка в рамках исправления реестровой ошибки, на наш взгляд, не соответствует нормам действующего законодательства.
Также вопрос может быть дополнительно проработан с соответствующим территориальным органом Росреестра
Росреестром на постоянной основе ведется работа с территориальными органами по соответствию требованиям в том числе пункту 70 Административного регламента направляемых уведомлений.
В этих целях разработаны типовые формулировки причин приостановления (размещены в информационно-правовой системе «КонсультантПлюс»)
Например, при внесении местоположения объекта в соответствии с ФИАС, при наличии в ФИАС городского округа, отсутствует возможность внесения этого атрибута в XML-схему, так как в XML-схеме не предусмотрен такой вид муниципального образования. При внесении местоположения объекта в строку Иное и описания причины такого внесения в Заключении, регистратор приостанавливает учетно-регистрационные действия без предусмотренных Административным регламентом разъяснений его ожиданий относительно способа устранения подобной «ошибки», возникшей в силу несоответствия XML-схемы требованиям законодательства (следует отметить, что пожелания у разных регистраторов различны), просим разъяснить порядок указания адреса и местоположения объекта
ЗакрытьВ адрес Национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров будет направлено письмо с подробными разъяснениями по порядку указания в межевом и техническом плане сведений об адресе объектов недвижимости.
Кроме того, данный вопрос будет рассмотрен в рамках совещания с профессиональными участниками кадастровой деятельности, которое состоится 25.05.2022.
Пример заполнения xml-схемы:
<RussianFederation>Российская Федерация</RussianFederation>
<Region>50</Region>
<District Type="г.о." Name="Одинцовский"/>
<PlanningElement Type="тер." Name="СНТ Минерал"/>
<Other> номер земельного участка (при наличии)
<Note>Российская Федерация, Московская область, Одинцовский городской округ, территория СНТ «Минерал», уч № (при наличии)».
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона № 221-ФЗ по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 Закона № 221-ФЗ, или юридическое лицо, указанное в статье 33 Закона № 221-ФЗ, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований Закона № 221-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Таким образом, если между заказчиком и исполнителем кадастровых работ не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договор считается не заключенным.
При этом, в соответствии с частями 7.1, 7.2 статьи 36 Закона № 221-ФЗ выполнение кадастровых работ в срок, не превышающий трех рабочих дней, является обязательным условием договора подряда исключительно в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и не включает срок, необходимый для проведения процедуры обязательного согласования местоположения границ земельного участка, предусмотренной статьей 39 Закона № 218-ФЗ
В 2021 году проведена модернизация Личного кабинета кадастрового инженера (далее – Сервис) в целях устранения различий в автоматизированных проверках, проводимых в ФГИС ЕГРН, и при проведении предварительного анализа кадастровым инженером. Кроме того, усовершенствован механизм Сервиса по подаче документов кадастровыми инженерами результатов кадастровых работ. В настоящее время Сервис функционирует исправно.
Статистика за период с 01.04.2022:
загрузка КПТ – 6320;
загрузка СРЗУ – 125;
скачивание СРЗУ – 713;
скачивание КПТ – 554;
УИНы на услуги кадастровых инженеров – 451 (395 пакетов по 20, 41 пакет по 50, 15 пакетов по 100);
УИНы на СРЗУ – 6159.
25.04.2022 ФГБУ «ФКП Росреестра» заключен контракт на выполнение работ по развитию (модернизации) программы для ЭВМ «Официальный сайт Росреестра» (далее – Контракт), включающий в том числе работы по развитию Сервиса.
В результате выполнения работ по Контракту в Сервисе будет реализован бизнес-процесс, который начинается с появления необходимости поиска исполнителя кадастровых работ у физического или юридического лица и заканчивается приемкой работ по договору подряда.
Основные этапы совершенствования Сервиса:
Создание онлайн-платформы по предоставлению услуг кадастровых инженеров (маркетплейс);
Формирование и подписание сторонами договора подряда в электронном виде;
Создание единой информационной и технологической среды
для проведения пространственного анализа кадастровым инженером
и государственным регистратором;
Формирование рейтинга кадастровых инженеров.
Срок завершения указанных работ 4 квартал 2022 года
Регламентированные сроки установлены с учетом рассмотрения фондодержателем заявления, подбора запрашиваемых сведений и ответа заявителю на предоставление сведений из ФФПД.
В соответствии с пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 № 262 установленный срок – 10 рабочих дней.
С учетом ввода в эксплуатацию ГИС ФФПД на сегодняшний день в среднем предоставление пространственных данных составляет 5 рабочих дней.
В 2022 году введена в эксплуатацию информационная система Федерального фонда пространственных данных (ИС ФФПД), которая предусматривает автоматическое формирование выписок из каталогов пунктов, срок обработки заявления соответственно будет сокращаться.
При этом необходимо отметить, что пространственные данные и материалы ФФПД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне
Прохождение российско-финляндской (до 1991 г. - советско-финляндской) государственной границы до 2017 года определялось документами демаркации, которая проводилась в 1938, 1940, 1945, 1947 и 1967 годах.
В 2017 году осуществлены мероприятия по проверке прохождения Российско-Финляндской государственной границы. Граница проверена от пограничного знака, расположенного в Финском заливе, до пограничного знака «Муоткаваара» (Крокфьеллет), установленного на стыке границ России, Финляндии и Норвегии.
Результатом проверки стало подписание межправительственного протокола об описании прохождения российско-финляндской государственной границы на заседании совместной российско-финляндской комиссии по проверке прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Финляндской Республикой, которая осуществляла руководство проверкой государственной границы между государствами.
Одновременно с этим было выполнено обновление полосы на топографических картах масштаба 1:50 000 шириной 6 км (3 км со стороны России и 3 км со стороны Финляндии)
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 431-ФЗ пункты ГГС являются данными федерального фонда пространственных данных (далее – ФФПД) и предоставляются из ФФПД организацией-фондодержателем ФФПД ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 № 262.
Частью 3 статьи 11 Закона № 431-ФЗ предусмотрено, что ведение ФФПД осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом периодичности обновления содержащихся в нем сведений и их достоверности, совместимости пространственных данных со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Частью 1 статьи 6 статьи Закона № 218-ФЗ установлено, что геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) является государственная геодезическая сеть (далее – ГГС), а также геодезические сети специального назначения (далее – ГССН).
На основании части 8 статьи 9 Закона № 431-ФЗ использование ГССН допускается после передачи отчета о создании ГССН и каталога координат пунктов указанной сети в ФФПД.
Отчеты о создании ОМС в ФФПД не помещаются в соответствии со структурой ГГС (приказ Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 138). Таким образом при осуществлении кадастровой деятельности и землеустройства используются сети ГГС и ГССН.
Использование иных сетей и фондов при осуществлении кадастровой деятельности не предусмотрено законодательством Российской Федерации и влечет риск формирования недостоверных сведений о координатном описании объектов недвижимости и землеустройства
Вопрос относится к компетенции Минфина России.
Положение о порядке, способах и формах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе утверждено приказом Минфина России от 14.09.2020 № 193н.
Учитывая положения пункта 50 Требований к подготовке межевого плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Росреестра от 14.12.2021 № П/0592, сведения (реквизиты) о выписке из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации указываются в разделе «Исходные данные» межевого плана (копия такой выписки в приложение к межевому плану не включается)
По итогам доработки Личного кабинета кадастрового инженера в 2022 году взаимодействие в рабочем порядке кадастрового инженера и регистратора не предполагается. Тем не менее будет создана единая информационная и технологическая среда взаимодействия для проведения пространственного анализа кадастровым инженером и государственным регистратором, включающая:
– создание раздела «Карта», позволяющем кадастровому инженеру в режиме реального времени формировать межевой план и проводить его пространственный анализ;
– направление итоговых документов регистратору на правовую экспертизу и для осуществления учетно-регистрационных действий
Учитывая положения статьи 51 ГрК, строительство домов блокированной застройки осуществляется на основании разрешения на строительство. Соответственно, постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на такие дома осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложением к которому является технический план, подготовленный на основании проектной документации.
Введение упрощенного порядка осуществления строительства или реконструкции, предусмотренного для жилых или садовых домов, а также осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав в отношении домов блокированной застройки не прорабатывается
Вид заявления после приостановки в Личном кабинете кадастрового инженера: «Возобновление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав». При заполнении данных в указанном заявлении классификатор «технический план» присутствует. Скрин с тестового контура Личного кабинета кадастрового инженера прилагается.
В соответствии с частью 6 статьи 29.2 Закона № 221-ФЗ условия страхования гражданской ответственности кадастрового инженера, не предусмотренные Законом №221-ФЗ, определяются по соглашению сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными страховщиком или объединением страховщиков правилами страхования.
В связи с чем, кадастровый инженер вправе самостоятельно выбрать страховую компанию, условия страхования которой его устроят.
Введение дополнительных обязательных требований может усложнить процедуру страхования, а также привести к увеличению его стоимости
В результате выполнения работ по доработке Личного кабинета кадастрового инженера будет реализован бизнес-процесс, который начинается с появления необходимости поиска исполнителя кадастровых работ у физического или юридического лица
и заканчивается приемкой работ по договору подряда.
Основные этапы совершенствования Сервиса:
Создание онлайн-платформы по предоставлению услуг кадастровых инженеров (маркетплейс), включающей:
– создание базы данных о кадастровых инженерах – индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, являющихся работодателями кадастровых инженеров;
– возможность формирования заказа на выполнение кадастровых работ и направлении его на рассмотрение кадастровым инженерам по территориальному принципу;
– общение заказчика и исполнителя об условиях выполнения кадастровых работ.
Формирование в автоматическом режиме договора подряда в электронном виде. По договору подряда будет возможна реализация двух вариантов:
– заключение договора подряда на выполнение кадастровых работ с наделением кадастрового инженера правом обращаться в орган регистрации прав для осуществления
учетно-регистрационных действий;
– заключение договора подряда на выполнение кадастровых работ с условием, что в орган регистрации прав для осуществления учетно-регистрационных действий обращается сам заявитель.
Создание единой информационной и технологической среды для проведения пространственного анализа кадастровым инженером и государственным регистратором, включающей:
– создание раздела «Карта», позволяющем кадастровому инженеру в режиме реального времени формировать межевой план и проводить его пространственный анализ;
– возможность (при необходимости) согласования итоговых документов с заказчиком;
– направление итоговых документов регистратору на правовую экспертизу и для осуществления учетно-регистрационных действий.
Формирование рейтинга кадастровых инженеров, включающее возможность заказчика оценить качество работы кадастрового инженера по пятибалльной шкале.
Указанные доработки позволят повысить качество выполняемых кадастровых работ и, как следствие, в значительной мере снизить количество принимаемых решений о приостановлении кадастрового учета.
Есть вопросы? Подписывайтесь на наши каналы - мы все объясним.
Будь в курсе! Сообщество Народной СРО в Telegram
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.