Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
Тезисы предложений СРО по нормализации правоприменительной практики при уточнении границ земельных участков
Сегодня Росреестр является органом нормативно-правового регулирования и осуществления государственной политики и одновременно же является правоприменителем законов и издаваемых им же нормативных правовых актов.
Из всего спектра проблем в сфере кадастровой деятельности, на текущий момент главной является проблема уточнения границ земельных участков (или увеличения площади при уточнении). Недостаточно обосновал местоположение границ или увеличение площади - такими формулировками обосновывается большинство приостановлении и отказов при уточнении местоположения границ земельных участков. Типичное заключение кадастрового инженера сегодня это многостраничный документ, часто не лишенный художественного смысла и содержащий излишние сведения, основная задача которых - убедить регистратора, что КИ ничего не нарушил при выполнении кадастровых работ.
Исходные данные:
К проблемным вопросам уточнения границ ЗУ следует отнести 2 момента:
Проведя всесторонний анализ действующего законодательства, считаем необходимым обратить внимание на необоснованность требования подтверждения существования границ на местности при наличии правоустанавливающего документа, превышение пределов правовой экспертизы документов со стороны государственного регистратора и, как следствие, - незаконность решений о приостановлении (отказе).
Судебная практика СРО Союз "Кадастровые инженеры"
Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г):
Надо отметить что впервые этот термин применительно к кадастровой деятельности наша СРО вынесла в публичную плоскость в 2018 году. И, в 2020 году увидели результат – поправки в ст.40 ФЗ-218 "О государственной регистрации недвижимости" введенные федеральным законом № 202-ФЗ от 13.07.2020г. В чем суть этих поправок – проведено смысловое разделение формы и содержания документа применительно к техническому плану на здание, сооружение, ОНС. И регистратору указано проверять на соответствие форме, что логично и прямо запрещено проверять содержание. Это существенный шаг именно в части разделения формы и содержания. Однако, это первый шаг. Нужны и другие в вопросах межевания, оформления МП при уточнении границ ЗУ. Именно об этом мы говорим с 2018 года и это сегодня главная проблема кадастровой деятельности (их много, но эта – главная) – уточнение границ ЗУ.
Рассмотрим действующее нормативное регулирование в небольшой ретроспективе:
Можно выделить три таких варианта:
Демонстрируем на графике:
Мы не предлагаем менять законодательство, а напротив, сегодня, завтра, в ближайшей перспективе в режиме конструктивнеого диалога между профсообществом и Росреестром выработать единые правила, применимые для всех - и регистраторов и кадастровых инженеров.
Правовая экспертиза ограничена основаниями, перечисленными в ст.27 (ч.1 ст.26) Закона о регистрации. При этом ни в одном из этих пунктов не предусмотрена возможность отказа в государственном кадастровом учете на основании того, что кадастровым инженером нарушены нормы, связанные с установлением границ земельного участка.
Конструкцию нормы закона подп.7 части 1 статьи 26 218-ФЗ - форма и (или) содержание документа (подразумевается — межевой план), представленного для осуществления ГКУ (ГРП), не соответствуют требованиям законодательства РФ. При этом в состав правовой категории содержание документа фактически вкладывается абсолютно вся кадастровая деятельность. Под прикрытием данной нормы, очевидно направленной законодателем на решение иных вопросов, регистраторы фактически внеполномочно вторгаются в предмет кадастровой деятельности, осуществляя незаконный надзор и фактическое регулирование.
Вопросы определения местоположения границ земельных участков, тем более установление достаточных или недостаточных сведений (документов) для выполнения кадастровых работ являются исключительной компетенцией кадастрового инженера и не могут являться предметом оценки регистрирующего органа и тем более не являются основанием для отказа.
Вместе с тем, в случаях нарушения кадастровым инженером порядка (алгоритма) производства кадастровых работ, государственным регистратором может быть подана жалоба в саморегулируемую организацию, в которой состоит кадастровый инженер, которая, согласно п.2 ч.8 ст. 30 Закона о кадастровой деятельности, наделена соответствующими контрольными функциями.
Итак, как нам избежать проблем в части уточнения границ (или увеличения площади при уточнении), снять напряженность между кадастровыми инженерами, регистраторами, заказчиками кадастровых работ? Сегодня мы, наша Сро предлагаем механизм. Он основан на действующих нормах закона, он подтвержден судебной практикой:
Постановление № 18АП-1230/2019 18го Арбитражного апелляционного суда по делу № А47-7416/2018.
Аналогичной позиции придерживается 18 Арбитражный апелляционный суд в постановлении по делу А47-7416/2018.
Требование о необходимости подтверждения местоположение границ уточняемых земельных участков на местности 15 и более лет возникает лишь по совокупности двух обстоятельств:
Результатом вольного изложения в тексте решения об отказе нормы ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости, Регистратор обязывает кадастрового инженера руководствоваться документами, которые не поименованы в такой норме или же необходимость использования которых наступает при отсутствии документа, подтверждающего право. При этом, в нарушение установленного в Законе, Регистратор ограничивает рамки сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право, необходимые для кадастрового инженера для проведения кадастровых работ.
Очевидным представляется логичность и дальновидность законодателя, ведь именно документ подтверждающий право содержит достаточные для определения местоположения границ сведения, а именно: сведения о субъекте права (фамилия, имя, отчество для физического лица и наименование и ОГРН для юридического), сведения об объекте права (адрес, площадь).
Согласно ч.8 ст.22 Закона о регистрации недвижимости:
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. 4.2. ст. 1 Закона о кадастровой деятельности:
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Согласно п. 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения” (далее – Приказ 90):
Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее - характерные точки, характерная точка) описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно п. 3 Приказа 90:
Координаты характерных точек определяются следующими методами:
- геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы);
- метод спутниковых геодезических измерений (определений);
- фотограмметрический метод;
- картометрический метод;
- аналитический метод.
Таким образом, законодателем кадастровому инженеру вменена обязанность по определению координат характерных точек границ земельного участка в соответствии с методами, приведеннвыми в Приказе 90. Поименованные в ч.10 ст.22 Закона о регистрации документы лишь помогают кадастровому инженеру в исполнении этой обязанности.
Существо обязанности кадастрового инженера по использованию исходных документов, указанных в ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости сводится к следующему:
При этом, для идентификации границы земельного участка на местности и проведения работ по определению его границ (Приказ 90), кадастровый инженер:
Для исполнения предусмотренной ч.4.2. ст.1 Закона о кадастровой деятельности нормы необходимым и достаточным является наличие документа, подтверждающего право, содержащего сведения о субъекте права и объекте права.
В случаях отсутствия документа, подтверждающего право (во втором приближении, когда сведения о земельном участке содержатся в ЕГРН, но сведения о правообладателях отсутствуют) согласно ч.10 ст.22 Закона о кадастровой деятельности, кадастровому инженеру надлежит руководствоваться сведениями из документа, определявшего местоположение границ земельного участка при его образовании.
Документы, определявшие местоположение границ земельного участка при образовании (это документы, в соответствии с которыми земельные участки формировались) делятся на две категории:
Согласно п.70 Требований к подготовке межевого плана, в разделе Исходные данные межевого плана указываются реквизиты документов, использованных кадастровым инженером во исполнение ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости.
Сама формулировка (конструкция нормы) п.70 Требований исключает необходимость включения в состав межевого плана таких документов, а равно не предполагает любые оценочные суждения относительно их состава со стороны государственного регистратора: указываются реквизиты исходных документов, а не сам документ.
По мнению Союза‚ в указанной ситуации‚ основание приостановления (отказа) не обосновано.Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.