Актуальная информация
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.
В заключительной части отмечаются значительные противоречия между предложениями законопроекта и действующим законодательством, что требует дополнительной проработки до его обсуждения в Государственной думе на втором чтении (несмотря на то, что первое чтение еще не прошло, нулевые чтения назначены на 16 июля).
Так, в законопроекте предлагается передать ФКП доходы от всех видов ее деятельности. Однако, как отмечает Счетная палата, ФКП является бюджетным учреждением, и бюджетное законодательство РФ предусматривает другой порядок, согласно которому средства от предоставления услуг ФГБУ ФКП Росреестра должны поступать непосредственно в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, Счетная палата акцентирует внимание на том, что согласно действующему законодательству, стоимость за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), устанавливается приказом Минэкономразвития РФ, то есть, ФКП не может самостоятельно определять ее. Счетная палата напоминает, что Росреестру выделяется бюджетная субсидия (в 2020 году она составляет 2,5 млрд руб.) на предоставление Кадастровой палатой платных государственных услуг, связанных с предоставлением информации из ЕГРН.
В настоящее время проблема превышения бюджетных расходов на учетно-регистрационную систему в предложенном законопроекте решается путем включения ФГБУ ФКП Росреестра в сферу кадастровых и землеустроительных работ, которую в настоящее время в основном осуществляют частные компании, — отмечает директор Ассоциации Национальная палата кадастровых инженеров Ольга Федорова.
Счетная палата также указала на то, что некоторые положения законопроекта, предполагающие расширение полномочий ФКП, противоречат действующему законодательству, и соответствующие изменения в законопроекте не предусмотрены. В частности, законопроект предлагает передать ФКП право на предоставление информации, содержащейся в Едином Счетная палата указывает, что исключение из полномочий Росреестра ведения государственного реестра недвижимости (ЕГРН) приведет к невозможности выполнения данного полномочия подчиненным ему учреждением, в частности ФКП.
Кроме того, законопроект предлагает передать ФКП обязанности по кадастровому делению территории России на кадастровые округа, районы и кварталы, а также по ведению и хранению реестровых дел и кадастровых карт. Однако, как подчеркивает Счетная палата, эти обязанности являются государственными функциями, которые согласно Бюджетному кодексу могут быть возложены только на федеральное казенное учреждение, к которым ФКП не относится. Счетная палата также отмечает, что незаконно передавать ФКП полномочия оператора федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН, поскольку по закону эти функции выполняются заказчиком, который заключил государственный контракт на создание.
Проект закона предполагает, что ФКП несет ответственность только за нарушения в предоставлении государственных услуг. Однако, по мнению Счетной палаты, это может привести к ситуации, когда ФКП, не являясь органом государственной власти, получает право осуществлять государственные полномочия без необходимости нести соответствующие обязанности. В то же время, нарушения в ведении государственного реестра недвижимости обязывают государство возмещать убытки. Так, как подчеркивает Ольга Федорова, в случае ненадлежащего выполнения государственных обязанностей и предоставления услуг учреждением, убытки должны быть возмещены из государственного бюджета. Получается, что вся прибыль идет учреждению, а государство финансирует его деятельность и несет ответственность за качество работы.
С другой стороны, Кадастровые инженеры утверждают, что подобные абсурдности указывают на низкую юридическую грамотность авторов законопроекта, что в конечном итоге делает его неработоспособным. Однако, они также отмечают, что упорное стремление создателей законопроекта предоставить ФКП широкие полномочия может указывать на их стремление перевести государственные функции в руки ФКП. Ольга Федорова видит в законопроекте явную попытку приватизировать федеральную систему регистрации прав и кадастрового учета, убрать ее из под контроля государства, возможные манипуляции с использованием бюджетных средств, что приведет к снижению качества и достоверности информации федерального ресурса и проявлению коррупции. Денис Крылов, директор кадастровой СРО Ассоциации ОКИС, отмечает, что это заключение Счетной палаты не принимается всерьез заинтересованными сторонами законопроекта. По его словам, во время прошедшего в среду онлайн-заседания Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству В области экономики недвижимости его практически не обсуждали. Только госсекретарь, заместитель главы Росреестра Алексей Бутовецкий, согласно словам Дениса Крылова, кратко отметил, что он просмотрел отчет Счетной палаты и уверен, что никаких нарушений там не обнаружено. Однако, по мнению Дениса Крылова, это не удивляет — на собрании Комитета ТПП присутствовали в основном представители государственных структур, бизнес представляли всего два человека, а еще двух запланированных докладчиков от ассоциаций кадастровых инженеров просто не подключили к ZOOM, сославшись на технические неполадки, хотя на заседании было всего около 20 участников.
Внимание-внимание! разработан законопроект, который непосредственно касается каждого КИ!
Не понимаешь что с этим делать? Приходи на вебинар - мы проведем широкое общественное обсуждение, объясним.