• 8 800 350 2014
  • +7 8452 75-30-76
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

16 июля 2020 г. состоялось обсуждение резонансного законопроекта в стенах Общественной палаты Российской Федерации

Нулевое чтение законопроекта № 962484-7 о наделении ФГБУ ФКП правом выполнения кадастровых работ

21.07.20 Народная СРО | Роскадастр

Два мира - две политики

Как вы знаете, коллеги, Народная СРО является сторонником максимальной открытости, прямого и честного обсуждения актуальных вопросов кадастровой деятельности и функционирования СРО. Мы давно и много говорим о законопроекте № 962484-7, внесенном Правительством РФ о наделении ФГБУ ФКП Росреестра правом выполнения кадастровых работ. Мы не скрываем на своих страницах трактовки предлагаемых изменений со стороны Минэкономразвития и Росреестра, но в этой статье хотим еще раз дать видение и тезисы нашей СРО, к сожалению, не в полном объеме прозвучавшие на заседании в Общественной палате.

"Нулевое чтение" проекта поправок в закон О государственной регистрации недвижимости

Тайминг выступлений

  1. 0:0:00 Усенко А.Л., член Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности
  2. 0:4:20 Корсик К.А., Председатель комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов
  3. 0:10:00 Кислов В.С., Президент Ассоциации "Национальное объединение СРО КИ"
  4. 0:26:45 Бутовецкий А.И., Заместитель руководителя Росреестра
  5. 0:36:00 Спиренков В.А., Директор ФГБУ "ФКП Росреестра"
  6. 0:39:50 С.В., Представитель общественной организации "ЖКХ контроль"
  7. 0:46:40 Бутовецкий А.И., Заместитель руководителя Росреестра
  8. 0:51:30 Пряников А.О., член Наблюдательного совета СРО Союз "Кадастровые инженеры"
  9. 1:06:30 Курочкин Д.Н, Вице-президент ТПП РФ
  10. 1:10:20 Апрелев К.Н., Председатель совета ТПП РФ по саморегулированию
  11. 1:16:30 Овчинникова А.Г., Заместитель директора Национального объединения СРО КИ
  12. 1:32:15 Спиренков В.А., Директор ФГБУ "ФКП Росреестра"
  13. 1:34:40 Мартынова Т.С., член Общественного совета при Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга
  14. 1:46:00 Высокинская Г.Д., Директор СРО "Кадастровые инженеры юга"
  15. 1:54:50 Спиренков В.А., Директор ФГБУ "ФКП Росреестра"
  16. 1:58:30 Бутовецкий А.И., Заместитель руководителя Росреестра
  17. 2:01:40 Мартынова Т.С., член Общественного совета при Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга
  18. 1:58:30 Бутовецкий А.И., Заместитель руководителя Росреестра
  19. 2:03:10 Кузьмин М.С., член Наблюдательного совета СРО Союз "Кадастровые инженеры"
  20. 2:09:00 Еремин В.В., Директор СРО Союз "Кадастровые инженеры"
  21. 2:17:00 Крылов Д.А., Директор СРО "ОКИС"
  22. 2:20:30 Кто С.Н.,
  23. 2:23:00 Бутовецкий А.И., Заместитель руководителя Росреестра
  24. 2:26:30 Высокинская Г.Д., Директор СРО "Кадастровые инженеры юга"
  25. 2:28:10 Корсик К.А., Председатель комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов
  26. 2:30:30 Усенко А.Л., член Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности

 

Позиция СРО Союз "Кадастровые инженеры": Огосударствление конкурентного сектора экономики. Аргументы За и Против

Заключение о результатах независимой экспертизы проекта нормативного правового акта - Законопроект № 962484-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"

Аргументы За

 СРО Союз КИ провел глубокий всесторонний анализ законопроекта, подготовил заключение независимой экспертизы. Заключение направлено заинтересованным сторонам и организована широкая общественная дискуссия в среде профсообщества. Итоги:

Оценка профессионального сообщества законопроекта № 962484-7

В положительном ключе оцениваем:

  • сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве.
  • возможность представления ряда заявлений (не связанных с переходом и ограничением прав) в форме электронного документа посредством личного кабинета правообладателя без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя, при этом идентификацию личности правообладателя предлагается осуществлять посредством ЕСИА;
  • предусматривается уточнение полномочий органа регистрации прав, состава сведений ЕГРН (в том числе кадастра недвижимости, реестра границ, ЕГРН дополняется сведениями о геодезической и картографической основах);
  • расширяется перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются ГКУ и (или) ГРП (включая кадастровых инженеров);
  • исключаются требования о максимально допустимом размере машино-мест;
  • предусматривается что орган регистрации прав уведомляет кадастровых инженеров посредством электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" в случае осуществления:
    • 1) ГКУ и ГРП либо ГКУ земельного участка или земельных участков, в отношении которых кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ оформлен акт согласования местоположения границ земельного участка с указанием даты ГКУ такого земельного участка или земельных участков;
    • 2) приостановления ГКУ и ГРП либо приостановления ГКУ, если решение о приостановлении принято органом регистрации прав по результатам рассмотрения документов, подготовленных кадастровым инженером, в том числе в связи с созданием или реконструкцией объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией;
    • 3) выявления ошибки, указанной в части 3 статьи 61 Закона о регистрации, содержащейся в подготовленных кадастровым инженером межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости.

Это все относится, будем говорить, к технологической части кадастрового учета и кадастровой деятельности. Есть, с нашей точки зрения в технологической части предложений законопроекта и недостаточно обоснованные и негативные моменты. Это:

  • Норма, предусматривающая обязанность КИ по требованию заказчика КР представлять ему результат предварительной автоматизированной проверки межевого плана, технического плана, карты-плана территории или акта обследования посредством электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера", создание и ведение которого предусматривается Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

При этом сама по себе такая обязанность не является чрезмерно обременительной, однако есть моменты:

  • в первую очередь, сама по себе структура результата кадастровых работ в виде соответствующих межевого, технического плана, акта обследования предполагает внесение в последние нескольких видов информации: семантической и графической. И если проверить и оценить в автоматизированном режиме логически стройную семантическую информацию в виде файла XML еще возможно, то графическую информацию в виде скан-образов соответствующих документов и/или разделов, например, межевого плана, например Акта согласования местоположения границ земельного участка в системной взаимосвязи с информацией семантический по очевидным причинам проверить и оценить не представится возможным ни в какой мере.

Соответственно, указанное может привести массовым случаям возложения необоснованной ответственности на кадастрового инженера при неверной интерпретации результатов автоматизированной проверки, также ответственность в отсутствие вины может быть возложена в случае технологических сбоев работы электронного сервиса, что много лет носит системный характер.

Что в законопроекте вызывает в профессиональном сообществе резко негативную оценку?

Это, в первую очередь, дополнение Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" статьёй 31 Федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное органу регистрации прав и осуществляющее полномочия в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета,

во-вторую, дополнения статей 31 и 33 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в части введения так называемого института федерального кадастрового инженера и праве федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав, заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ.

Аргументы Против

СРО Союз "Кадастровые инженеры" усматривает в предлагаемых изменениях/дополнениях в данной части ряд противоречий как основополагающим конституционным правам, так и в целом последовательно развиваемой Российской Федерацией государственной политике в рассматриваемой сфере, в целом системе национального права Российской Федерации, а также системе инкорпорированного международного права.

Относительно противоречий основным направлениям государственной политики Российской Федерации

21 декабря 2017 года Президентом РФ, реализуя свои конституционные полномочия, был подписан Указ N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы") подготовленный Правительством РФ.

1. Считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 “Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции”

Логичным продолжением, реализацией данного вектора, стало заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране под председательством В.В. Путина в Кремле.

Президентом Российской Федерации, были выработаны основные, фундаментальные тезисы направления развития конкуренции в стране, в числе которых были озвучены:

  • Справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны
  • Важнейшей задачей является реализация так называемых проконкурентных подходов в деятельности органов власти
  • Недопустимость регионального протекционизма
  • иные тезисы.

На заседании подчеркнули - чтобы свернуть конкуренцию на любом уровне принимаются (незаконно) решения о создании унитарных предприятий в конкурентном секторе. Была отмечена сама по себе порочность практики передачи части функций министерств и ведомств таким организациям. Именно на ликвидацию таких обстоятельств и направлен, в числе прочего, принятый Указ 618.

Согласно данного Указа Президент Российской Федерации постановил, в числе прочего:

3. Определить в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции:

а) сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках;

б) обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

в) обеспечение развития малого и среднего предпринимательства.

4. Определить основополагающими принципами осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти:

а) запрет на введение и (или) сохранение ограничений, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов экономической деятельности, производства и оборота отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг.

Удивление вызывает сам факт внесения Правительством РФ законопроекта прямо и явно ограничивающего конкуренцию в области кадастровых работ. Полагаем, предлагаемые проектируемые нормы законопроекта в указанной части идут вразрез с принятой в установленном порядке полномочным лицом — Президентом РФ, государственной политикой по развитию конкуренции.

Относительно основных неотчуждаемых конституционных прав и свобод и основ конституционного строя Российской Федерации

Статья 2 Конституции Российской Федерации заявляет - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 8 гарантирует поддержку конкуренции на самом высшем уровне, часть 2 признает и гарантирует защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности.

И далее по вертикали права - Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ как продолжение декларации государства о поддержке конкуренции (статья 8 Конституции Российской Федерации).

Здесь необходимо отметить несколько системных запретов. стройно вписывающихся в систему сдержек и противовесов, гарантирующих выполнение конституционных деклараций, это по предмету саморегулирования статья 15 Закона:

  • запрет предоставления хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
  • запрет предоставления государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
  • запрет создания дискриминационных условий;
  • совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
Очевидно, все указанные запреты будут нарушены в случае принятия данных дополнений. Таким образом, в данной части мы видим свертывание всякой конкуренции в конкурентом секторе, нарушение основ конституционного строй и неотчуждаемых конституционных прав и свобод человека посредством, как уже было сказано выше ухода от всякого контроля и надзора (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации) в части установления функций и полномочий федерального государственного бюджетного учреждения в федеральном законе.

Целевые модели законопроекта и дискуссионные моменты возможных последствий

Отраслевые риски системы. Теория и практика разделения полномочий

Такое совмещение создает ряд преференций.

При этом, что мы видим сегодня, фактически, повсюду – заложенное в ФЗ-218 отделение ФГБУ ФКП и его сотрудников от подготовки проектов решений по приостановкам КУ – не исполняется. Решения готовят сотрудники ФКП, ответственность несут регистраторы.

Все это создает сильный негативный фон как в среде КИ, так и у заказчиков КР. Парадоксально, но этим негативным фоном сегодня пользуются инициаторы этих поправок. О чем я? Вот о чем:

Вы помните, ра рубеже 2017 года в прессе началась активная компания по очернению КИ. Другого определения не подобрать, увы. Начинали говорить тогда о 70% ошибок. Мы давали уже этому тезису развернутую оценку в 2018 году:

Ошибки КИ: статистика Росреестра и реальное положение дел

И сделали на этом акцент в Общественной палате:

Как менялось в новейшей истории профильное законодательство в сфере кадастрового учета

Демонстрируем на графике:

В этой связи, мы полностью согласны с позицией коллеги из Росреестра, что с таким регулированием, не выполнить поставленные задачи по наполнению реестра границ сведениями до 2022 года. Такая частая правка законов, приводит к тому, что отсутствует единая правоприменительная практика, и регистраторы и кадастровые инженеры вынуждены руководствоваться часто не нормой закона, а сотнями и тысячами писем Минэкономразвития-Росреестра. Снова виноваты во всем кадастровые инженеры?

Нарушение конкуренции? Или прямая и явная коррупционная угроза уже сегодня

Да, угрозу коррупционных проявлений мы видим уже сегодня. Подробно говорили об этом на 8 съезде кадастровых инженеров в октябре 2019 г.:

Подробное описание, презентации и тайминг выступлений см. в статье:

8 съезд кадастровых инженеров. Круглый стол №6

Качество работы электронных сервисов Росреестра или зачем в ФКБУ ФКП 4200 землеустроителей - Сам подготовил - сам проверил - сам внес в ЕГРН. Конкуренты? Им - приостановки

Основной функцией бюджетного учреждения ФГБУ ФКП является ведение ФГИС ЕГРН. Все-ли хорошо в этом вопросе? Приводим итоги опроса кадастровых инженеров:

Справка по штатному составу ФГБУ ФКП и объемах выполненных коммерческих работ. Предостережение ФАС? не, не слышали..:

Итак, по состоянию на декабрь 2019 года в ФГБУ "ФКП Росреестра" работало порядка 4200 сотрудников с профильным образованием "Землеустройство" и 71 кадастровый инженер. При этом, невзирая на имеющееся предупреждение ФАС о нарушении закона о Защите конкуренции, с августа 2017 г по ноябрь 2019 года выполнены 4720 контрактов на общую сумму 522,7 млн. рублей:
  • 1113 в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бесхозяйных недвижимых вещей
  • 59 комплексных кадастровых работ
  • 357 описаний местоположений границ территорий и зон с особым статусом (особые условия использования, культурное наследие, лесничества, ООПТ, иные
  • 667 землеустроительных работ, подготовка землеустроительно документации, в т.ч. установления на местности границ объектов землеустройства и закрепления характерных точек границ долговременными межевыми знаками
  • 2240 - подготовка и проверка документации, полученной в результате градостроительной деятельности
  • 284 выполнение кадастровых работ с целью осуществления кадастрового учета изменений в связи с исправлением реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков
 

и задаемся, в итоге, вопросом:

Зачем ФГБУ ФКП 4200 землеустроителей в штате? Возможно, стоит их сократить и заменить штатом программистов или системных администраторов и сосредоточиться на исполнении основной функции, не распыляясь на коммерческой деятельности в конкурентном секторе экономики?

Презентация директора СРО Союз "Кадастровые инженеры" 

Материалы по теме. Если нельзя, но очень хочется. Экскурс в историю вопроса

Будь в курсе! Сообщество Народной СРО в Telegram

Информационный обмен, обсуждение проблемных вопросов отрасли, консультирование и просто общения приятных во всех отношениях людей )
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Опубликовано:

21.07.20 09:59

Внесены изменения:

21.07.20 09:59

Просмотров:

2209
regulation (4) xml (10) Аварийное жилье (1) Административное наказание (14) Адрес правообладателя (16) Адреса-ГАР-ФИАС (9) Акт обследования (9) Акт согласования (10) Апелляционная комиссия (89) Арест (2) Бесхозяйные (6) Блог (9) Блокированные (21) БПЛА (7) Вебинар (24) Верховный Суд РФ Обзор судебной практики (8) Вид разрешенного использования (51) Временные-архивные (23) Выдел доли (12) Гаражная амнистия (28) ГГС (59) ГИС ЖКХ (1) ГПЗУ (2) ГФДЗ (23) Дальневосточный гектар (3) Дачная амнистия (27) Декларация (11) Дисквалификация (1) Добросовестный приобретатель (1) Долевое строительство (8) Доли (7) () ЕЭКО (7) Заведомо ложные (3) Земельный контроль (13) Земельный спор (5) Землеустройство (6) Земля для стройки (11) ЗОУИТ (52) ИЖС (24) Изъятие (5) Ипотека (27) Кадастровая стоимость (32) Кадастровый инженер (24) Кадастровый учет (17) Картографические материалы (6) ККР (70) Конституционный Суд РФ Обзор (17) Красные линии (1) Лесная амнистия (12) Линейные (25) Лицензирование (27) Личное подсобное хозяйство (3) ЛК КИ (23) ЛК правообладателя (2) Материнский капитал (1) Машино-место (26) Межевание (9) Межевой план (41) Многоквартирный дом (48) Мое жилье (1) МФЦ (8) Налоги (7) Народная СРО (146) Наследство (2) Национальное объединение СРО КИ (25) Нотариат (5) Образование ЗУ (15) Образование КИ (5) Общее имущество (3) ОКС (12) Оформление прав (53) Ошибка в ЕГРН (83) Параметры ОКС (3) Перепланировка (20) Перераспределение (4) Персональные данные (4) ПЗЗ (4) ППК Роскадастр (53) Правонарушение (236) Приватизация (4) Приостановления-отказы (46) Проект межевания (5) Рабочие группы (38) Разрешение на строительство (17) Ранее учтенные (27) Реестр границ (10) Реестр регистраторов (1) Рейтинг (9) Рейтинг КИ (18) Рейтинг ТУ РР (53) Реконструкция (2) Росреестр (106) Самовольная постройка (8) Сведения ЕГРН (88) Сведения о фактах (15) Сервисы Росреестра (148) Сервитут (21) СЗЗ (8) Системы координат (18) СНТ (12) Снятие с учета (7) Согласование границ (31) Сооружение (3) СРО КИ (63) Стажировка (1) Стандарты (8) Стоимость работ (12) Стоп коррупция (22) Схема расположения (11) Счетная палата (1) Территориальные зоны (20) Технический план (51) Типовой договор (8) Типовые ошибки (101) Требования к точности (15) Уточнение границ (37) ФГИС ЕГРН (40) ФКГФ (2) ФППД (1) Хозпостройки (7) () Экзамен КИ (13) Экспертиза (3) Электронная подпись (8) ()

Рубрикатор

ПОДПИСКА

АКТУАЛЬНО