В развитие тезисов статьи "Репрессии без вины. Голос Росреестра уже прозвучал - теперь важна позиция профессионального сообщества" приведем возможные варианты ответов на стандартные вопросы портала проектов нормативных правовых актов.
Однако проект в текущей форме содержит значительные риски, поскольку вводит новые составы ответственности, которые могут наказывать кадастровых инженеров за действия, не являющиеся следствием их низкой квалификации и (или) именно виновных действий и создают риск привлечения кадровых инженеров к ответственности за объективно неизбежные ситуации, возможные при осуществлении кадастровой деятельности в условиях существующего нормативного регулирования.
Часть новых составов направлена на наказание за профессиональные ошибки, а не противоправные действия. Указанное не соответствует принципам статьи 1.5 КоАП РФ (вина, презумпция невиновности) и принципу соразмерности санкций.
Согласование границ и сопутствующая процедура уведомления правообладателей - длительный, архаичный и сложный процесс, который нуждается в корректировке нормативного регулирования.
Согласование зависит от:
· Воли правообладателей.
· Сведений ЕГРН в части адресов правообладателей, их персональных данных, необходимых для выполнения процедуры извещения и согласования и доступа кадастровых инженеров к необходимой информации.
· Правообладатели могут быть недоступны, уклоняться, проживать за рубежом, владеть объектом через наследников.
Кадастровый инженер не может влиять на поведение третьих лиц. При этом проблема качества и доступности сведений ЕГРН переносится на кадастровых инженеров, что приведет к риску привлечения к ответственности за невиновные действия кадастрового инженера при выполнении согласования результатов кадастровых работ.
Действенным, менее затратным, более эффективным решением проблемы станет совершенстование нормативного регулирования кадастровой деятельности в части обеспечения доступа кадастровых инженеров к сведениям ЕГРН, необходимым им для осуществления кадастровой деятельности, включая адреса для связи и ФИО правообладателей смежных участков.
Еще более действенным способом станет внесения изменений в действующее законодательство по вопросу обеспечения возможности согласования местоположения границ земельных участков с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), личного кабинета на портале Росреестра, ФГИС ЕЦП НСПД, в том числе с использованием размещаемых в Интернете муниципальных информационных ресурсов.
3. Выгоды и преимущества в случае принятия предлагаемого регулирования
Основные риски и побочные эффекты: Неоправданное наказание за объективные ошибки: составы, связанные с «расхождениями документов» и «пересечениями» границ, могут наказывать инженеров, даже если они действовали добросовестно. Сокращение числа квалифицированных кадастровых инженеров: страх перед санкциями и дисквалификацией может заставить некоторых уйти из профессии, снизится предложение специалистов. Рост стоимости кадастровых работ: административные риски и необходимость более тщательной подготовки работ могут повысить цену услуг для клиентов. Дублирование ответственности с СРО: если СРО продолжат дисциплинарные меры, а КоАП добавит административные, инженеры могут столкнуться с «двойным наказанием». Правоприменительные трудности: неопределённые формулировки состава (например, «несоответствие документам-основаниям») могут привести к спорам, произвольному привлечению и недоверию к системе.4. Риски и негативные последствия принятия предлагаемого регулирования
Проект в текущем виде не является оптимальным: он смещает акцент в сторону репрессии, не учитывая профилактику и системные причины ошибок (архаичная процедура согласования границ, накопленные ошибки в ЕГРН, пересчет координат пунктов государственной геодезической сети без соответствующего пересчета координат внесенных в ЕГРН объектов недвижимости, неэффективный доступ кадастровых инженеров к необходимым сведениям ЕГРН об адресах и ФИО правообладателей. Более сбалансированным подходом было бы совершенствование нормативного регулирования кадастровой деятельности, сочетание усиленного контроля, повышения квалификации и ограниченного применения санкций — с приоритетом на профилактику, а не наказание. Возможны косвенные расходы: субъекты могут столкнуться с ростом споров и судебных дел из-за кадастровых ошибок или спорных административных дел, что может увеличить нагрузку на региональные судебные и регистрирующие органы. Негативные риски: если регулирование будет ужесточено слишком сильно, некоторые регионы могут столкнуться с дефицитом кадастровых инженеров, что затормозит оформление прав собственности, регистрацию объектов и развитие рынка недвижимости. В долгосрочной перспективе это может снизить темпы роста строительной активности, особенно в регионах с малым числом квалифицированных специалистов.5. Оптимальность предлагаемого регулирования
6. Влияние на расходные обязательства субъектов РФ
7. Влияние на социально-экономическое развитие субъектов РФ
Всегда на связи, ответим на любые вопросы:
Будь в курсе! Сообщество Народной СРО в Telegram