До недавнего времени в кадастровой сфере существовали две основные формы организации кадастровой деятельности: самостоятельная работа в статусе ИП или сотрудник кадастровых компаний. Сегодня есть третья - работа в составе ППК «Роскадастр»
Многие возразят: "Минуточку, нет в законе третьей формы деятельности!" - и будут правы... но не совсем. Рассказываем почему.
Для начала краткий анализ действующей нормы статьи 31 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"
Часть 1 статьи 31 устанавливает закрытый перечень форм организации кадастровой деятельности:
Индивидуальный предприниматель (ИП).
Часть 2 закрепляет право инженера самостоятельно выбирать как форму организации, так и место работы, однако:
Дотошный читатель скажет: "Значит, форм две: Кадастрровый инженер - ИП и Работник юрлица/ППК". Юридически да. Но есть нюанс.
Хотя статья 31 221-ФЗ допускает работу кадастрового инженера в составе публично-правовой компании, на работников ППК распространяются ограничения статьи 349.1 ТК РФ, а именно:
Таким образом, инженер ППК не может одновременно быть одновременно работником другого юрлица - это нужно помнить при трудоустройстве.
| Тип риска | Частная практика | Кадастровый инженер ППК «Роскадастр» |
|---|---|---|
| Персональная ответственность за ошибки | Высокая индивидуальная ответственность: ошибки напрямую ложатся на исполнителя. | Ответственность формально распределена между инженером и ППК, но на практике инженеры выполняют крупные массивы комплексных кадастровых работ, где риск реестровых ошибок существенно выше. |
| Риск потери дохода | Доход зависит от объема заказов, рынка, сезонности. | Уровень оплаты может быть несопоставим с уровнем риска, особенно с учетом большой нагрузки и значимых последствий ошибок. |
| Репутационные риски | Прямые — репутация зарабатывается годами, теряется за секунды.. | Индивидуальный репутационный риск частично нивелируется "государственным" статусом ППК, но инженер вовлечён в процесс, где системная ошибка может иметь гораздо более серьезные последствия. |
| Риск избыточной нагрузки (=ответственности) | Инженер сам регулирует объем заказов, может снижать нагрузку. | Высокие нагрузки при выполнении комплексных кадастровых работ. Поток задач формируется сверху, возможность влиять минимальна. Однако, ответственность лежит на кадастровом инженере в силу закона. |
Действующая редакция статьи 31 Закона № 221-ФЗ допускает только две формы организации кадастровой деятельности: работу в качестве индивидуального предпринимателя или работу по трудовому договору в юридическом лице. Возможность работать как наемный работник индивидуального предпринимателя законом не предусмотрена.
Такое ограничение противоречит конституционным гарантиям свободы труда и предпринимательства (ст. 18, 34, 55 Конституции РФ), а также нормам Гражданского кодекса и Трудового кодекса, которые не устанавливают запрета для граждан-предпринимателей быть стороной трудового договора. На практике это создает риск необоснованного привлечения кадастровых инженеров к ответственности вплоть до исключения из СРО, фактически ограничивая профессию.
При этом действующее законодательство уже обеспечивает достаточные механизмы контроля за кадастровыми инженерами независимо от выбранной формы работы.
Союз считает, что национальное право не содержит оснований запрещать кадастровому инженеру работать по трудовому договору у индивидуального предпринимателя или совмещать деятельность ИП и работу в юридическом лице.
Консолидированная Позиция СРО Союз "Кадастровые инженеры" по законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта 160642).
Мы видим ряд существенных рисков, способных привести к системным проблемам правоприменения и недостижению декларируемых Росреестром целей.
Коллеги, не важно разделяете вы позицию СРО полностью или в части, не согласны с ней, имеете собственное мнение - важно найти время и выразить ВАШУ позицию. Проект масштабный. Времени на детальную постатейную проработку было крайне мало. Он, еще не внесен в Государственную Думу и сегодня есть время сформулировать консолидированную позицию профессионального сообщества и предложить взвешенные, аргументированные, рациональные аргументы.
Если не успели подать предложения на этапе публичного обсуждения на regulation.gov.ru - это не закрывает возможность влияния на текст проекта НПА.
Публичное обсуждение - только один из этапов, и не самый решающий.
С большим интересом учтем все ваши замечания и (или) критические и (или) конструктивные предложения. Мир не идеальный и мы тоже. Могли что-то упустить и ваше мнение крайне необходимо! Выразите его заполнив форму ниже: