В рамках работы над совершенствованием нормативно-правового регулирования кадастровой деятельности Союз предлагает
В пояснительной записке к проекту поправок, расширяющих перечень оснований для исключения кадастрового инженера из СРО, приводится тезис о низком качестве подготовленных кадастровых документов и недостаточной эффективности дисциплинарных механизмов СРО. Предлагается считать основанием для исключения даже факты вынесения органом регистрации прав решений о приостановлении кадастрового учёта. Однако такая аргументация противоречит как фактическим данным, так и принципам справедливого правового регулирования.
С 2022 года СРО кадастровых инженеров и Росреестр реализуют комплекс мероприятий по снижению числа приостановлений ГКУ и ГРП в рамках «дорожной карты» по повышению эффективности кадастрового учета и регистрации прав (утв. Правительством РФ 11.03.2022 N 2309п-П49).
Статистика обращений в дисциплинарный орган Союза (1971 обращение за три года) показывает:
Решение о приостановлении ГКУ или ГРП — это незавершённая административная процедура, возникающая в ходе формализованной проверки документов. Оно не всегда подтверждает наличие вины кадастрового инженера.
Большая часть приостановлений связана не с ошибками инженеров, а с:

Возложение на инженера ответственности за обстоятельства, которые не находятся под его контролем, нарушает базовые принципы правовой определённости и соразмерности.
Дорожная карта Росреестра - это комплекс мероприятий по повышению эффективности оказания государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Целями реализации являются совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере ГКУ и ГРП, оптимизация оказания государственных услуг в сфере ГКУ и ГРП, повышение качества процедур ГКУ и ГРП, повышение достоверности и актуальности сведений ЕГРН.
Цели реализации "Дорожной карты" могут быть достигнуты за счет устранения первопричин приостановлений - через упорядочение нормативных требований, автоматизацию контроля и верификации сведений ЕГРН, оптимизацию процедур выполнения кадастровых работ, стабильность нормативно-правового регулирования.
Санкции без системных реформ не снизят число приостановлений, а лишь создадут риски необоснованного давления на профессиональное сообщество.
Предлагаемое основание для исключения из СРО - наличие решений о приостановлениях - является неопределённым, несоразмерным и создаёт благоприятные условия для административного произвола. Факт приостановления сам по себе не отражает качества работы инженера и может зависеть от субъективного подхода регистратора.
Учитывая, что законодатель уже установил исчерпывающий перечень «грубых нарушений», приводящих к исключению из СРО при условии неустранения причин приостановления, добавление нового обобщённого основания противоречит логике закона.
Включение решений о приостановлении кадастрового учёта в перечень оснований для исключения из СРО не соответствует принципам правовой определённости, объективности и справедливости, не учитывает реальную статистику и не способствует достижению целей Дорожной карты.
Предложение:
Исключить из проектируемой нормы п.5 ч.15 статьи 29 221-ФЗ приостановления кадастрового учета как основания исключения из состава членов СРО. Проектируемая норма является несоразмерной и содержит существенные коррупционные риски.
Внести корреспондирующие изменения в иные связанные статьи Проекта.
Консолидированная Позиция СРО Союз "Кадастровые инженеры" по законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта 160642).
Мы видим ряд существенных рисков, способных привести к системным проблемам правоприменения и недостижению декларируемых Росреестром целей.
Коллеги, не важно разделяете вы позицию СРО полностью или в части, не согласны с ней, имеете собственное мнение - важно найти время и выразить ВАШУ позицию. Проект масштабный. Времени на детальную постатейную проработку было крайне мало. Он, еще не внесен в Государственную Думу и сегодня есть время сформулировать консолидированную позицию профессионального сообщества и предложить взвешенные, аргументированные, рациональные аргументы.
Если не успели подать предложения на этапе публичного обсуждения на regulation.gov.ru - это не закрывает возможность влияния на текст проекта НПА.
Публичное обсуждение - только один из этапов, и не самый решающий.
С большим интересом учтем все ваши замечания и (или) критические и (или) конструктивные предложения. Мир не идеальный и мы тоже. Могли что-то упустить и ваше мнение крайне необходимо! Выразите его заполнив форму ниже: