В рамках работы над совершенствованием нормативно-правового регулирования кадастровой деятельности Союз предлагает
Союз обращает внимание на серьезную проблему существующей нормы, которую законопроект 160642 сохраняет без изменений: возможность исключения кадастрового инженера из СРО за «неосуществление кадастровой деятельности» в течение трёх лет.
Речь идёт о пункте 7 части 15 статьи 29 Федерального закона № 221-ФЗ, который Росреестр ежегодно использует как основание для предписаний об исключении инженеров из СРО. Формально эта норма трактуется как нарушение обязательных условий членства, что автоматически ведёт к дисциплинарному исключению на два года.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - 221-ФЗ) к кадастровой деятельности относит выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - ГКУ) сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Статья 37 221-ФЗ устанавливает, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.
Однако, нормы закона прямо определяют кадастровую деятельность как комплекс работ и услуг — от сбора исходных данных и измерений до согласования границ и подготовки межевых или технических планов - п. 4.2. Статьи 1 221-ФЗ.
Существующая сегодня норма п. 7 ч. 15 ст. 29 221-ФЗ:
7) неосуществления кадастровым инженером кадастровой деятельности в течение трех лет, за исключением случаев нахождения кадастрового инженера в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
является основанием к исключению из СРО.
Указанное требование ежегодно поступает в СРО кадастровых инженеров при осуществлении федерального государственного надзора со стороны Росреестра в части принятия мер к кадастровым инженерам, попадающим в эти критерии.
Такого рода "механистическая" трактовка нормы органом федерального государственного надзора как нарушение обязательных условий членства в СРО, что приводит к дисциплинарной ответственности с исключением из СРО на 2 года.
Однако, 221-ФЗ не устанавливает, что только прохождение учетно-регистрационных действий является единственным доказательством кадастровой деятельности.
Равно как отсутствуют и какие-либо нарушения обязательных условий членства в СРО: кадастровый инженер проходит повышение квалификации, своевременно уплачивает взносы, имеет действующий договор страхования, не имеет дисциплинарных взысканий и надлежащим образом исполняет обязанности члена СРО.
В этой связи основывающееся на п. 7 ч. 15 ст. 29 221-ФЗ требование Росреестра об исключении кадастрового инженера за «неосуществление кадастровой деятельности» представляет собой прямое ограничение права на труд, фактически влечёт запрет на осуществление профессиональной деятельности сроком на два года и, при отсутствии какой-либо угрозы публичным интересам или причинения вреда, является несоразмерным и необоснованным вмешательством в конституционное право на труд.
СРО подчёркивает, что регулирование должно быть направлено на повышение качества работ и защиту публичных интересов, а не на механическое «карательное» исключение добросовестных специалистов.
Предложение:
СРО считает необходимым:
1. Исключить п. 7 ч. 15 ст. 29 ФЗ-221 как устаревший, несоразмерный и нарушающий права специалистов.
2. Внести изменения в связанные нормы законопроекта и других актов, чтобы устранить риск безвиновной ответственности.
Консолидированная Позиция СРО Союз "Кадастровые инженеры" по законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта 160642).
Мы видим ряд существенных рисков, способных привести к системным проблемам правоприменения и недостижению декларируемых Росреестром целей.
Коллеги, не важно разделяете вы позицию СРО полностью или в части, не согласны с ней, имеете собственное мнение - важно найти время и выразить ВАШУ позицию. Проект масштабный. Времени на детальную постатейную проработку было крайне мало. Он, еще не внесен в Государственную Думу и сегодня есть время сформулировать консолидированную позицию профессионального сообщества и предложить взвешенные, аргументированные, рациональные аргументы.
Если не успели подать предложения на этапе публичного обсуждения на regulation.gov.ru - это не закрывает возможность влияния на текст проекта НПА.
Публичное обсуждение - только один из этапов, и не самый решающий.
С большим интересом учтем все ваши замечания и (или) критические и (или) конструктивные предложения. Мир не идеальный и мы тоже. Могли что-то упустить и ваше мнение крайне необходимо! Выразите его заполнив форму ниже: